Несколько слов о приватизации.
Я уже где-то здесь писал о том, что гособоронзаказ - вещь хоть и денежная, но стрёмная по части гешефта. Особенно сейчас, когда 94-й закон пошел работать в полный рост и у нас.
Вот картинка из жизни. Состоялся тендер на строительство военно-морской единицы. Объявленная тендерная цена - 5,9 млрд. Мы дешевле, чем за 7 млрд построить не сможем. ЛАО свалило с торгов еще до вскрытия пакетов. Наша цена была 5,9. Нижнюю цену дал "Янтарь" - 5,4 млрд. Ни мы, ни Янтарь не построим это железо ни за 5,4, ни за 5,9, ни за 6,5. Впрочем, частная Северная Верфь и частный Балтзавод - тоже. Экономика у нас примерно сопоставима. Потому Орлов такую цену и дал, впрочем это его менеджерское решение. Разумный частник на такой тендер даже не пойдет (СВ и БСЗ и не участвовали). Частник, если он, конечно, разумный, скорее распродаст активы, потому что это принесет ему прибыль, а основная деятельность - убытки. Это про тендеры.
Есть заказы на которых еще работает ценообразование "по затратам". Для ясности повторюсь о его механизме. Завод выполняет работы и, соответственно, несет затраты. Раз в период (в зависимости от этапности длина периодов разнится) завод предъявляет затраты Минобороны. МО эти затраты проверяет, что-то принимает, что-то отсекает (к примеру, районный коэффициент по зарплате). К принятой сумме затрат МО добавляет рентабельность исполнителя (за счастье - 12%, обычно - 8-10%) и так формируется согласованная цена заказа (вернее определенного этапа работ). Эта сумма и перечисляется заводу по пути Минфин-МО-Флот-Завод. Как вы полагаете, сколько времени проходит с момента фактического исполнения работ до момента их оплаты? В среднем, не меньше двух месяцев. Итого: час Х - начало работ - завод начинает нести первые затраты по заказу. Плюс два-три месяца на этап выполнения. Плюс два месяца на цену и платеж. Итого 4-5 месяцев с момента когда заводу понадобились деньги на работу до момента, когда он их получает. Откуда деньги? Понятное дело из банка. По "льготным ставкам" - 10% годовых (сейчас кредиты - уже 15-17%). Официальная инфляция - 15% в год. Вот и прикиньте, сколько заводу останется на хлеб с маслом от госзаказа, и пойдет ли частник этот госзаказ исполнять???
Палочка-выручалочка - экспорт ВиВТ. Но в условиях "зафиксированного" доллара и он особой прибыли не давал. В долгосрочной перспективе экспорт военной морской техники будет сокращаться. Сегодня наши традиционные заказчики Китай и Индия все больше думают о собственном военном судострое и такая их позиция вполне понятна. Лет через 10 от этих флотов нам останутся только объедки типа поставок ЗИП и последних ремонтов железа, построенного для них в СССР. Рынок сузится до т.н. "стран-изгоев" - Ливии, Ирана, Ю.Кореи, к ним (не по части изгойства, конечно) причислим Алжир, Мозамбик, Кубу, Венесуэлу (если Уго не грохнут!) и прочий третий мир с его мизерными объемами. Перспектива, в общем, должна быть ясна.
Теперь про "коммерческий флот". Наш судострой, "заточенный под войну" не может строить гражданку так же быстро и дешево, как Корея или Китай. Помимо объективных обстоятельств климатического характера (они могут круглый год варить корпус прямо на стапеле, а мы - 3 месяца в году), есть еще и условно-субъективные, как то:
- мелкоблочное (в сравнении с Кореей, конечно) производство;
- градообразовательный фактор, нагружающий заводы типа нас или Нерпы допрасходами на социалку (бросить которую мы тоже не можем, ибо от нас тогда совсем народ разбежится);
- изношенность фондов и технологическая отсталость;
- избыточные фонды на случай "если завтра война", которые тоже денежку кушают;
- "военная" организация производства под девизом: "стоимость - не главное" и др.
Если последний фактор частник еще сможет одолеть своими силами, то по первым, определяющим трудоемкость, ему особо не выкрутится и вбухать в завод придется столько, что нахрен такой актив вообще нужен, особенно в свете описанной выше "рентабельности" госзаказа, которым по любому придется загружаться, т.к. корейцы со своими мощностями могут без проблем проглотить весь рынок интересной с точки зрения прибыли "гражданки".
"О гражданке"
"Гражданку" на верфях двигают все без исключения заводы и считают за счастье гражданский заказ где-нить урвать. Но, по большей части, мотивы, которыми руководствуется заказчик носят политический характер. Газпрому, к примеру, просто запрещено Кремлем строиться за границей. Рыбак пойдет к нашим за промысловым судном, если ему и кредит-лизинг какой-нить сделают и квоту на вылов дадут. Перевозчик к нам пойдет за танкером, если ему какой-нить еще бонус посулят. Но никак не потому, что у нас дешевле и быстрее. Из чувства голого патритизма здравомыслящий человек у нас строиться не будет, разве что ему будет необходимо узкоспециальное технологически отработанное у нас железо, которое в другом месте ему не построят. Что-нить глубоководное или титановое или эксклюзивное, за которым в другом месте надо лет 6 в очередь стоять, типа яхты, к примеру. А таких заказов - кот наплакал.
Вот как-то так... А теперь представьте, что собственником верфи стали вы.
Спасибо за пожелания.
ЗЫ: А к стенаниям прислушиваться обязательно надо. Ситуация, действительно, угрожающая. Мы сегодня лет на 20 отстаем от мировых "передовиков" и лет на 10-13 от середняков. Отставание здесь я понимаю, как срок потребный для того, чтобы дотянуться до нынешнего уровня и "передовиков" и "середняков". Отстаем и в технологиях, и в организации производства, и в квалификации персонала, и в проектировании, и... только по части придумать схему, чтобы денег украсть, пожалуй, "мы впереди планеты всей".
Как-то многословно получилось, вы уж простите.