Атомные субмарины К-391 "Братск", К-295 "Самара" и К-442 "Челябинск" погрузили в Петропавловске-Камчатском на транспортные суда, чтобы доставить на ремонт и модернизацию.
"Братск" и "Самару" приняло голландское судно полупогружного типа "Трансшельф". Оно отправится по Северному морскому пути в Северодвинск. "Челябинск" оказался на борту китайского "Хай Янг Ши Ю". Судно возьмет курс в Приморье на завод "Звезда". В настоящий момент идет крепление субмарин к палубе специальными распорками.
Подобные морские операции по перевозке атомных субмарин уже проводились. "Трансшельф" несколько лет назад делал это на Северном флоте. А в июле 2009 года судно увезло с Камчатки сразу два отработавших свое атомохода на разделку в Большой Камень. Это была первая в мире операция по перевозке сразу двух атомных подводных лодок и телеканал "Нешнл Джиографик" снял об этом документальный фильм.
Как считает начальник производственного отдела ОАО "Северо-Восточный ремонтный центр" из Вилючинска Андрей Маловик, в этой операции ничего принципиально сложного нет, суда такого типа перевозят объекты намного сложнее в виде огромных буровых платформ. Единственная сложность заключалась в изготовлении крепежей.
Технология погрузки такова: судно погружается как док, к нему подводят субмарину. А потом происходит всплытие и груз ложится в стапели. Затем подлодку сверху крепят швартовыми концами и специальным крепежом. Одна лодка проекта 971 ("Братск" и "Самара") весит 9 - 10 тысяч тонн. Но "Трансшельф" может поднять до 40 тысяч тонн груза.
В Северодвинске и Большом Камне все три подводных крейсера пройдут ремонт и модернизацию. Устаревшие системы вооружения, радиоэлектроники, гидроакустики заменят более современными. После этого лодки вернутся на Камчатку уже своим ходом.