Текст: Центральный Военно-Морской Портал
Фото:
Альтернативные АвторизацияПоиск |
Английские гальюны для ВМФ России
По мнению министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, российские предприятия не в состоянии произвести современную судовую мебель и сантехнику или импортировать ее из Китая. Это следует из документа, где за подписями министра обороны, главкома ВМФ и других представителей минобороны и промышленности говорится об эксклюзивном контракте с компанией StrongboxMarineFurnitureLTD (Великобритания) на поставку металлической мебели, гальюнов и т.п. для ряда проектов российских кораблей. Разрухи нет в английских гальюнах?
Интерьер корабельной каюты эсминца Type 45 с мебелью производства StrongboxMarineFurnitureLTD Койки в стиле hi-techС марта по октябрь 2011 года на головном корвете проекта 20380 "Стерегущий" специалисты 1-го ЦНИИ МО РФ (бывший институт военного кораблестроения, в настоящее время – филиал ВУНЦ ВМФ ВМА), Главного штаба ВМФ, командования Ленинградской ВМБ, члены экипажа корвета с участием организаций промышленности в целях улучшения условий обитаемости экипажей перспективных военных кораблей провели научно-поисковую экспериментальную работу, в рамках которой были выполнены различные мероприятия:– две каюты были переоборудованы мебелью из новых современных материалов; – установлены светильники нового типа вместо ламп накаливания; – установлено современное санитарно-техническое оборудование из нержавеющей стали, соответствующее самым высоким эргономическим и санитарно-эпидемиологическим стандартам. Главком ВМФ адмирал В.Высоцкий лично проинспектировал обе каюты на "Стерегущем" во время работы МВМС-2011 и посетил стенд российской компании ООО "Морские комплексные системы" из Санкт-Петербурга, являющейся эксклюзивным представителем английской фирмы Strong Box на территории РФ и стран СНГ. Помимо ООО "МКС", в конкурсе участвовала еще одна организация, выпускающая мебель и оборудование для судостроительной отрасли – российская группа компаний "Арис" и "Гесер". По результатам конкурса ее мебель признали неподходящей и несоответствующей новым требованиям комфортности для плавсостава перспективных боевых кораблей. Остался один победитель – компания МКС, которая будет поставлять мебель и сантехнику для комплексного переоборудования жилых и служебных помещений строящихся для ВМФ кораблей. Среди кораблей, на которых будет установлена продукция английской фирмы – фрегаты проекта 22350 "Адмирал Горшков", проекта 11356 "Адмирал Эссен", корветы проекта 20380/20385, МРК проекта 21631, МАК проекта 21630. Дано указание предоставить в Департамент МО по обеспечению ГОЗ все необходимые согласованные проекты решений по переоборудованию помещений на каждом из указанных выше проектов кораблей. Интерьер корабельной каюты авианосца Queen Elizabeth с мебелью производства StrongboxMarineFurnitureLTD Возникает несколько вопросов. Почему ВМФ выбрал для конкурса только две фирмы, причем одна из них представляла изделия не собственного производства, а импортируемые? По информации участников этой конференции, им ничего не было известно о желании ВМФ повысить стандарты комфортности на практически всех перспективных кораблях флота. Почему было принято решение в пользу иностранной продукции, которая никак не соответствует нашим стандартам, ГОСТам и ОСТам? Ни мебель, ни гальюны не являются настолько высокотехнологичной продукцией, которую не могла бы производить российская промышленность. Разумеется, компания Strongbox Marine Furniture LTD поставляла и поставляет свою корабельную мебель высокого качества на флот Ее Величества, в том числе на новейшие эсминцы Type 45 и строящийся для ВМС Великобритании авианосец Queen Elizabeth, на корабли других стран НАТО. Но тут же возникает вопрос о цене этой мебели. Какова она? По мнению отечественных производителей – гораздо выше (по разным оценкам – в полтора раза и более) отечественных аналогов, которые существуют и соответствуют новым требованиям флота. Простым росчерком пера за границу на поддержку иностранных производителей, в данном случае британских, будут направлены сотни миллионов рублей. Неужели производимые в России койки, столы-шкафчики и умывальники с унитазами вызвали у адмирала Высоцкого такое эстетическое отторжение, что даже задачу создать и произвести аналог у нас он не поставил? По словам одного из участников конференции, представляющего производителя мебели, после этого события возникло острое чувство ненужности их труда. Причем основным требованием главкома ВМФ к интерьеру корабельных кают, высказанным представителям промышленности после инспектирования строящихся фрегата и корветов стало изготовление мебели из стали – для прочности и негорючести. Именно во время посещения Северной верфи главком выразил неудовольствие качеством постройки кораблей и заявил, что ВМФ для ускорения процесса постройки хочет закупать за границей не только оборудование типа мебели или вентиляции, но и системы вооружения, имея в виду артиллерию. А вот следующее соображение похоже на анекдот. Как известно, одно из главных свойств корветов типа "Стерегущий" – так называемая "стелсовость" – пониженная РЛ-заметность. Для этой цели надстройка корабля целиком выполнена из полимерных материалов, поглощающих РЛ-волны и снижающих дальность обнаружения вражескими локаторами. Каким образом на этом параметре отразится установка во всех каютах и служебных помещениях в надстройке массивных стальных шкафов, столов и т.п.. Или в погоне за экстракомфортностью это уже не имеет значения? А насколько возрастет масса всей этой мебели и фурнитуры? Стандарты на толщину матрасаЦентр судовой мебели "РАПС", та же группа компаний "Арис" и "Гессер" – отечественные производители корабельной мебели и не только производители, а проектировщики (несколько крупных и не очень фирм) с богатым опытом работы в Минсудпроме еще со времени Советского Союза. Группа компаний "Арис" и "Гессер" работает на гражданское судостроение (регулярно поставки за рубеж), но иногда и по заказам ВМФ.Помимо них существуют цеха по производству мебели на многих судостроительных заводах, в том числе крупнейшее в России производство корабельной мебели в Северодвинске на "Севмаше", есть такой цех и на Северной верфи, на которой строится большинство боевых надводных кораблей для ВМФ России из вышеприведенного списка. Предприятия производят и устанавливают свою мебель и оборудование на кораблях согласно утвержденному ВМФ техпроекту по технической документации бюро-проектировщика. Выпуск продукции строго регламентирован промышленными стандартами – государственными и отраслевыми. Возможно, в большинстве своем выпущенные еще во времена СССР стандарты устарели, применяемые материалы тоже существуют не один десяток лет. Но от этого соблюдение стандартов на производстве не отменяется. А что мешало нашему флоту и Министерству обороны инициировать, предположим, в 90-е или даже в начале нынешнего века выработку новых стандартов? Об этом никто не думал, но с недавних пор минобороны очень многие разработки и изделия промышленности считает тотально устаревшими и неподходящими для нового облика армии и флота. Промышленность вопрошает к Министерству обороны – дайте новые требования, новые стандарты! На что минобороны предпочитает иногда просто отказываться от отечественной техники и закупать ее за границей. Начали с правильных вещей – с компонентов электронного оборудования, где отставание от передовых мировых технологий было вопиющим. А сейчас наметилась тенденция вообще не работать с собственным оборонно-промышленным комплексом, а закупать все на Западе. Пока – авто, беспилотники, мебель,"Мистрали", а далее озвучивались планы на приобретение танков и т.д.. Проблема обитаемости кораблей старая, особенно обострившаяся после выхода флота в океан в 60-х годах 20-го века. Были предприняты меры, быт и условия многодневного проживания моряков на борту были значительно улучшены к 70-80-м годам. Кроме того, в то время была возможность сравнить – немалое количество судов и кораблей для ВМФ СССР строились нашими союзниками – в Польше и Германии. Если чему и можно было позавидовать, так это только толщине польского матраса, он, по сравнению с тощим отечественным казенным, явно выигрывал. Но то время ушло. Наш флот теперь редко появляется в океане, и его роль как инструмента политики государства сведена к минимуму. Польский матрас поизносился и давно уже заменен нашим, российским. А вот проблемы с обслуживанием зарубежного оборудования, в том числе и санитарно-бытового, осложняют жизнь – ведь оригинальные комплектующие просто отсутствуют как класс, а отечественные аналогичные не подходят. Только смекалка и мастеровитость наших военморов позволяют содержать многие корабельные системы в порядке и обеспечивать боевую готовность. Недавно в сторону снижения действующих до сих пор советских стандартов постройки боевых кораблей начала дрейфовать Объединенная судостроительная корпорация. Президент ОСК Р. Троценко не раз предлагал ВМФ снизить эти требования и строить боевые корабли по нормам гражданского судостроения – так получается быстрее, дешевле и дизайн суперсовременный. Интересно, согласится ли флот на настойчивое предложение монополиста-судостроителя? И не получится ли так, что корабли будут красивые с модельной мебелью, да только тонуть от боевых повреждений станут быстрее? Неоднозначная забота о моряках. Безразличное отношение к собственной промышленности. ПримечаниеНа момент публикации материала сайт ООО МКС по адресу |
Важное
Главное в военных СМИ за неделю: потенциал крымских верфей, первый "Каракурт" во Владивостоке, плавучий бронежилет
Важное
На крупнейшей британской верфи произошел пожар
Важное
Во Владивосток прибыл первый "Каракурт" из Комсомольска-на-Амуре
Важное
В Турции разработали многоцелевую миниатюрную подлодку |