Видеодневник инноваций
Баннер
Секреты бережливого производства

Как в Зеленодольске
ускорили производство
"Грачат"

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

"Тетис Про" vs "Лазурит": финальная битва
01.03.12
Текст: ФлотПром - Морской ВПК, Дмитрий Глухов
Иллюстрации: ФлотПром - Морской ВПК
Глубоководный водолазный комплекс для спасателя проекта 21300, строящегося на "Адмиралтейских верфях", – когда он будет?
На страницах ФлотПром - Морской ВПК уже публиковались материалы, посвященные теме строительства спасательного судна нового поколения "Игорь Белоусов" проекта 21300 "Дельфин" для Военно-морского флота России. В частности, речь шла о глубоководном спасательном комплексе ГВК-450, главном "оружии" спасателя. Еще в сентябре 2011 года первой появилась статья "Пол-Мистраля за спасатель", где военным экспертом на нижегородский "Лазурит" возлагалась вина за задержку постройки судна на "Адмиралтейских верфях". После публикации новости об отказе ВМФ от финансирования  ЦКБ "Лазурит", проектанта не имеющего аналогов по своим характеристикам комплекса, на страницах Портала была опубликована статья генерального директора "Лазурита" Михаила Вайнермана.

После этого тема почти забылась – на первый план вышли проблемы подписания гособоронзаказа. За прошедшие месяцы редакция получила ряд документов по этой теме как от представителей обеих сторон, так и независимых экспертов. Попробуем более подробно рассмотреть обстоятельства этого небезынтересного дела и понять, как в нынешних политико-экономических реальностях осуществляется взаимодействие заказчиков и поставщиков военно-морской техники и к чему это может привести.

Предыстория

Госконтракт по созданию современного спасательного судна (СС) подводных лодок нового поколения заключен в октябре 2005 года, через 5 лет после гибели "Курска". Головным исполнителем по нему стали "Адмиралтейские верфи", спроектировало судно ОАО "ЦМКБ "Алмаз". Заложили судно в декабре 2005 года. Сдача флоту планировалась на 2010 год.

В ноябре 2011 года по предложению ОАО "Адмиралтейские верфи" исходя из реального состояния работ заключен новый государственный контракт на выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) "Создание СС проекта 21300". По запросу "Адмиралтейских верфей", согласованному с Минобороны, контракт 2005 года был расторгнут, а сумма контракта увеличена почти вдвое – с 6,4 до 12,5 млрд рублей.

СЧ ОКР по ГВК

Одной из главных составляющих и в первом и во втором контрактах по новому спасательному судну была составная часть (СЧ) по созданию глубоководного спасательного комплекса ГВК-450 проекта 22020. Головным разработчиком и поставщиком было определено ОАО "ЦКБ "Лазурит" из Нижнего Новгорода. Это бюро долгие годы традиционно разрабатывало аварийно-спасательное оборудование для флота. В 70-е по проекту "Лазурита" построены спасательные подводные лодки типа "Ленок" с водолазно-спасательным комплексом, по разработкам бюро серийно строились спасательные аппараты проектов 1837, 1855 "Приз", в настоящее время несущие службу в ВМФ. Но в 90-е годы бюро осталось практически без заказов, ушли опытные инженеры. А начатое создание нового спасательного комплекса только своими силами с привлечением отечественных предприятий и организаций ЦКБ "Лазурит" не осилило и обратилось к заместителю Главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмиралу Николаю Борисову, уволенному позднее указом президента за срыв переговоров по закупке  "Мистралей", с просьбой разрешить привлечь для выполнения работ в срок итальянскую фирму Drass Galeazzi Underwater Technology S.r.l. Заместитель главкома дал разрешение на применение импортного оборудования. Стоимость работ с "Лазуритом" на создание комплекса была определена в 1,095 млрд рублей. Главная часть водолазного комплекса – барокамеры – изготавливалась на ОАО "Ижорские заводы" по заказу "Адмиралтейских верфей", за что ижорцам был выплачен аванс – 35 млн рублей. На конец 2011 года нижегородское бюро выполнило работы на 300 млн рублей, общий объем вложенных средств – около 800 млн рублей. Техническая готовность комплекса на текущий момент – 65-70%. По мнению причастного к теме специалиста судпрома, "Лазурит" может закончить опытно-конструкторские работы, но в сроки, определенные гособоронзаказом, вряд ли уложится, скорее всего, потребуется и дополнительное финансирование.

Новый контракт от ноября 2011 года заключен на условиях продолжения работ по старому госконтракту 2005 года. Ведомостью исполнения к госконтракту, подписанной Министерством обороны РФ, предусмотрено продолжение работ по водолазному комплексу.

Как сообщил источник ФлотПром - Морской ВПК, финансирование "Лазурита" на выполнение ключевых работ производилось практически в полном объеме. Кроме того, "часть денег даже не была освоена".

Видимо, из-за сложности и новизны темы работа забуксовала и оказалась не по плечу нижегородскому коллективу, потерявшему свой потенциал. Но в своем интервью генеральный директор "Лазурита" утверждает, что это не так.

Указание Сухорукова

Не прошло и месяца с подписания нового контракта, как в начале декабря на ОАО "Адмиралтейские верфи" поступило письмо-указание первого замминистра обороны Александра Сухорукова, где предписывалось "в целях эффективного использования бюджетных средств, безусловной сдачи спасательного судна в кратчайший срок привести в соответствие с новым контрактом договорные отношения головного исполнителя ["Адмиралтейских верфей"] с поставщиками", а для выполнения этих задач следовало расторгнуть контракты с "Лазуритом" и "Ижорским заводом". Во исполнение указания первого заместителя министра обороны представители всех организаций-участников создания нового спасателя (помимо ЦМКБ "Алмаз","Адмиралтейских верфей", СПАСР ВМФ, 40-го ГНИИ Министерства обороны РФ, был приглашен представитель ОАО "Тетис Про") в начале декабря подписали протокол № ДВИЕ.6Ю21300-338 технического совещания, где поставщиком серийного комплекса была определена группа компаний "Тетис Про". Представителей "Лазурита" на совещание не пригласили. В любом случае невероятно, чтобы реальное состояние дел по созданию водолазного комплекса на "Лазурите" до этого момента было незнакомо руководству флота, завода-строителя, бюро-проектанта спасателя.  

В этом документе есть одна особенность, не сразу бросающаяся в глаза. Пункт первый решения гласит: "Определить поставщиком серийного ГВК-450 для СС проекта 21300 ОАО "Тетис Про". По уверению специалистов, в действительности серийных комплексов с такими характеристиками в мире пока ни у кого нет.

"Тетис Про" и ее предложение

Компания "Тетис Про" давно и прочно сотрудничает с ВМФ РФ в области поставок аварийно-спасательного оборудования и имеет в наличии все необходимые лицензии и сертификаты. В менеджменте компании много бывших флотских офицеров.

По большому счету ВМФ, наверное, просто больше не к кому было обращаться – не так уж много фирм, успешно работающих на этом рынке в России. Одна из  самых известных поставок "Тетис Про" для флота – аэромобильные комплексы "Пантера плюс".

"Тетис Про" предложила для установки на СС проекта 21300 оборудование известной шотландской фирмы Divex.

При этом очевидно, что заявленного "Тетис Про" комплекса пока не существует, и Divex только будет его создавать. Согласно "Справке-докладу по проблемным вопросам выполнения ГОЗ на ОАО "Адмиралтейские верфи", по своим техническим характеристикам предлагаемый комплекс будет хуже отечественного на 25-30%. Для установки его на судно, корпус которого уже готов и стоит в эллинге "Адмиралтейских верфей", потребуются значительные переделки конструкции. Например, согласно источнику ФлотПром - Морской ВПК, необходимое количество баллонов ВВД в импортном комплексе вдвое больше, чем в разрабатываемом отечественном. Эти факторы, вероятно, сделают невозможной достройку "Игоря Белоусова" в 2014 году и отодвинут график спуска и сдачи судна флоту минимум на год.

Но в группе компаний "Тетис Про" уверяют, что сроки будут соблюдены. Запрашиваемая компанией "Тетис Про" сумма на поставку "серийного" комплекса составляет 1,2 млрд рублей. Для того, чтобы уложиться в контрактный срок, "Тетис Про" в декабре 2011 года за неделю подписывает и утверждает у Главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Высоцкого и его заместителей техническое задание на поставку шотландского глубоководного комплекса. Это ТЗ подписывается и утверждается без обсуждения, анализа и экспертизы в рекордные сроки – менее чем за неделю. К тому же у "Тетиса" есть только собственные технические условия (ТУ) на ГВК, не согласованные с ответственными организациями. Главкому ВМФ и его замам остается только поверить тетисовцам на слово.

Заинтересованность представителей "Тетиса" в таком щедром комплексном контракте можно легко понять – официальные лица не раз высказывались о необходимости иметь в составе СПАСР  ВМФ России серию судов типа "Игорь Белоусов", то есть фирма будет в перспективе обеспечена заказами на годы вперед.

Мы уже упоминали, что в штате сотрудников "Тетис Про" много бывших военных моряков. Добавим, после увольнения в запас в 2011 году в группе компаний "Тетис Про" стал трудиться бывший начальник Управления кораблей, морского вооружения и военной техники контр-адмирал Юрий Горев, занимающийся заказами силовых структур. По роду своей службы он должен был обладать самыми точными сведениями о ходе работ по комплексу на "Лазурите".

Сравнение комплексов

О том, что из себя представляет разрабатываемый в Нижнем Новгороде водолазный комплекс, рассказывается в статье, подготовленной генеральным директором "Лазурита" Михаилом Вайнерманом.

Из представленных "Тетис Про"  материалов  следует, что основные требования техзадания будут выполнены – количество спасаемых подводников останется тем же самым – 60 человек. По данным источника ФлотПром - Морской ВПК, это число это в комплексе от Divex снижено до 45 человек. Кроме того, по материалам "Тетис Про", в комплексе будут применены более современные компоновочные и технологические решения. От крупных корпусных переделок завод-строитель спасателя отказался наотрез. Поэтому, по утверждению ответственных специалистов "Тетиса", в новом комплексе будут использованы баллоны ВВД из задела на проект 22020, что сильно сократит необходимость переделки 4-го блока судна, где расположен водолазный комплекс.

"Тетис Про" заявляет еще об одном преимуществе – в контракте "Лазурита" прописана только поставка комплекса, а компания "Тетис" взяла на себя и шеф-монтаж комплекса. И по затратам: общая стоимость комплекса будет меньше на 100 млн рублей, чем хотел "Лазурит".

Из протокола № ДВИЕ 6.21300-349 следует, что все-таки для "подгонки" комплекса от "Тетиса" к носителю (или наоборот) пришлось пожертвовать рядом характеристик по глубине, балльности и др.

Мнение еще одной стороны

Не от хорошей жизни "Адмиралтейские верфи" и ЦМКБ "Алмаз" согласились с предложением Минобороны заменить комплекс от "Лазурита" на импортный. Как признал один из ведущих конструкторов "Алмаза", это вынужденное решение и для завода-строителя и для бюро-проектанта. "Придется почти бесплатно переделывать документацию и само судно ради того, чтобы уложиться в заданный срок и выделенные средства."

По мнению бюро, шансов на сдачу в срок комплекса у "Лазурита" не было даже с получением дополнительного финансирования. ЦМКБ не пошло бы на изменение проекта судна, если бы предложенный компанией "Тетис Про" комплекс значительно снизил возможности судна как спасательного средства подводников. Как заявил источник в "Алмазе", "по срокам все рассчитано – мы должны уложиться в отведенное время".

Интересно,  что "Алмаз" считает комплекс "Лазурита" настолько же "отечественным", насколько комплекс от "Тетис Про" "импортным". Как сказал представитель ЦМКБ, "в конечном итоге доля отечественных компонентов в "лазуритовском" комплексе составляла 20-25%, а вся основная часть – итальянская. Так что не совсем корректно называть разработку "Лазурита" российской... Насчет  денег скажу еще раз, – добавил специалист "Алмаза", – выделения дополнительных средств не будет. Нам [промышленности] для выполнения своих обязательств перед ВМФ придется пожертвовать прибылью, если вообще не выйти в минус. Никто не говорит, что замена "Лазурита" на "Тетис" – лучший вариант. Это просто единственный вариант выхода из сложившейся ситуации".

Можно заметить, что ОАО "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" в 2009 году вошло в состав "Объединенной судостроительной корпорации", с которой Минобороны и подписало контракт о достройке СС "Белоусов".

Сроки и деньги

При ознакомлении с этой историей возникает много вопросов. Почему вместо отечественного продукта выбрано не соответствующее требованиям российских ГОСТов и техусловий импортное оборудование с неподтвержденными характеристиками? Разработку и изготовление российского комплекса, по мнению специалистов, знакомых с ситуацией, можно было бы закончить, пусть позже и дороже, но можно.

Компания "Тетис Про", получив запрос от ВМФ на подобное оборудование, грамотно подошла к решению задачи, проведя исследования среди ведущих мировых поставщиков и предложив оборудование одной из самых передовых западных фирм в области водолазной техники. Сотрудники "Тетиса" уверяют, что выпускаемые фирмой Divex отдельные образцы оборудования и аппаратуры  смогут составить "серийный" комплекс, соответствующий требованиям, заданным для создания ГВК-450 по проекту 22020 в России. Для начала поставки оборудования необходимо заключить контракт между "Тетис Про" и "Адмиралтейскими верфями". На конец февраля 2012 года он еще не подписан, правда, по сообщению источника в военном ведомстве, это дело ближайшего времени.

Существуют сомнения и в сумме стоимости контракта с Divex. Как заявил высокопоставленный представитель Главного штаба ВМФ, денежных средств сверх  уже согласованных сумм не понадобится: "Минобороны России, "Объединенная судостроительная корпорация" и "Адмиралтейские верфи" приняли совместное решение о безусловном завершении строительства СС "Игорь Белоусов" в 2014 году без увеличения общей стоимости по госконтракту". Удастся ли уложиться в выделенные средства, покажет время.

Что в итоге

Один из главных выводов: Министерство обороны, ВМФ и военное руководство в целом не могут пока предметно работать с промышленностью собственной страны и лишь предпринимают первые шаги в этом направлении. Предоставленная сама себе промышленность варится в собственном соку и деградирует.

Для ее подъема и выхода на современный уровень одного желания и денег мало – надо кропотливо работать как правительству и Министерству обороны, так и предприятиям и организациям промышленности. К тому же сейчас можно купить почти все за границей. Пойти по пути наименьшего сопротивления гораздо проще. Хочется провести прямую аналогию с английской мебелью для кораблей ВМФ. "Мистрали" – еще более яркий пример.

Увы, ничего нового. Заказчик в очередной раз в проблемы собственной промышленности вникать не захотел, с несоблюдением установленного порядка решил приобрести глубоководный комплекс с урезанными возможностями за границей. Основание: "для безусловной сдачи судна в 2014 году." Будет ли сдано так необходимое флоту России спасательное судно "Игорь Белоусов" в заявленный срок? Очень хочется надеяться...

Без ответа

Ниже  представлены вопросы от нескольких экспертов, без получения ответов на которые невозможно эффективное и прозрачное  выполнение контракта.

1. Что делать с гигантскими затратами и "железом" отечественного комплекса, оказавшегося ненужным нынешнему Министерству обороны? Согласно указаниям А. Сухорукова, задел по прекращенному контракту будет направлен на нужды Минобороны. А почти миллиард потраченных казенных денег спишут?

2. Почему  раньше никто не поставил вопрос об оказании помощи или смене/отстранении разработчика? Или это так бы еще и тянулось годами, если бы не твердое решение в верхах о достройке "Белоусова" к назначенному сроку?

3. Как цена импортного высокотехнологичного оборудования для военно-морского флота может быть меньше аналогичного нашего? Или "Адмиралтейские верфи" будут вынуждены экономить на чем-то другом?

4. Разве для установки иностранного комплекса на спасатель не потребуется значительного объема корпусных и других работ, при осуществлении которых сдача судна флоту в 2014 году будет маловероятна?

5. В чем причина отказа от услуг "Лазурита": в невозможности доделки комплекса в срок или в неумеренных запросах бюро на дополнительные финансовые вложения? Или сразу и в том и в этом?

6. Почему руководство Министерства обороны и ВМФ приняло без проведения всестороннего обсуждения и выполнения должных согласовательных процедур решение об отстранении "Лазурита" и прекращению ОКР "Дельфин-ГВК" и поверило представителям "Тетис Про"?

7. Был ли открытый тендер по выбору в качестве поставщика компании "Тетис Про"? На основе какой информации командование ВМФ сделало свой выбор?

P.S. Дискутировать или нет

Недавно назначенный ответственным за весь российский ОПК вице-премьер Дмитрий Рогозин настойчиво порекомендовал чиновникам Минобороны и ОПК не устраивать разборки между собой в СМИ и не вести публичные дискуссии относительно качества российского оружия. С этим сложно полностью согласиться. Разумеется, не стоит рассматривать какие-то вопросы под грифом "секретно" или влияющие на экспортные перспективы того или иного образца ВиВТ, но почему бы не пообсуждать вопросы спасения подводников, тем более у нас, где произошла катастрофа с "Курском"? Келейность и подковерная борьба в этой области военно-морского строительства без подобных диспутов наверняка выйдет боком. А вдруг вновь случится еще одна беда с нашей лодкой, и для спасения экипажа не хватит этих самых 50 метров глубины, на которые снижены возможности зарубежного комплекса по сравнению с отечественным. Так что писать об этих проблемах нужно хотя бы для предотвращения подобных ошибок в будущем.

Главное за неделю