Видеодневник инноваций
Баннер
Диверсификация ОПК

Опыт диверсификации
корпорации
"Проект-техника"

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Алексей Алсуфьев: авианосец сдадут в срок
18.07.11
Текст: Центральный Военно-Морской Портал
Фото: Центральный Военно-Морской Портал
Один из самых крупных и важных для российской оборонной промышленности экспортных заказов – ремонт и модернизация бывшего российского авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" для передачи ВМС Индии в качестве авианосца – выходит на финишную прямую. Осенью 2011 года планируется первый выход корабля в море, уже идет обучение индийских специалистов из состава будущего экипажа авианосца, решены, по заверениям обеих сторон, все финансовые вопросы и разногласия по контракту. О том, как идут работы на авианосце в настоящее время, на проходившем в Санкт-Петербурге V Международном военно-морском салоне редакции Центрального Военно-Морского Портала рассказал главный инженер ПО "Севмаш" Алексей Владимирович Алсуфьев.

Главный инженер ПО "Севмаш" Алексей Алфусьев (справа) и главный редактор ЦВМП Сергей Богатов
– Алексей Владимирович, поздравляем завод и Вас лично с успешным пуском "Булавы" со штатного носителя – АПЛ "Юрий Долгорукий". Это, несомненно, значительное достижение отечественных корабелов. Тем не менее поговорить сегодня хотелось бы о другом немаловажном для "Севмаша" заказе. Расскажите, как идут дела с переоборудованием и модернизацией индийского авианосца "Викрамадитья"?

– Спасибо за поздравления, мы со своей стороны приложили немало усилий, чтобы пуск состоялся. Что касается индийского авианосца, то, согласно контрактным обязательствам, главная задача 2011 года – обеспечить выход корабля в море на первый этап заводских ходовых испытаний. Для того, чтобы корабль был готов к выходу в море, должны быть проведены швартовные испытания, испытания ГЭУ, основных систем и механизмов корабля, которые обеспечивают безопасность эксплуатации оборудования во время выхода в море. В настоящее время на корабле закончен монтаж основных общекорабельных систем и систем ГЭУ, и идут швартовные испытания. В ближайшее время начнётся испытание ГЭУ от берегового источника пара, наладка основных турбомеханизмов, промывка и отладка систем, которые обеспечивают работу ГЭУ, а также общекорабельных систем, которые должны обеспечить готовность к выходу в море. Практически на 100% закончена затяжка кабеля. Совместно с нашими контрагентами из СПО "Арктика" мы проводим подключение электрооборудования и монтаж РЭО, в первую очередь основных комплексов: навигационного, БИУС и радиолокационных систем.

– В сроки укладываетесь?

– План заводских ходовых испытаний согласно генеральному графику на 2012 год будет подготовлен и в графической форме представлен ближе к сентябрю. Примерно в это же время состоится очередной приезд инспекции Объединённого штаба ВМС Индии, которая проверит ход работ по ремонту и переоборудованию корабля. Срок сдачи корабля – декабрь 2012 года – никто не отменял и всё, что необходимо с российской стороны для соблюдения графика, мы будем делать. На это нацелены и коллектив нашего предприятия, и проектант, и все контрагенты, которые обеспечивают выполнение работ по переоборудованию.

– Корабль после возвращения с первого этапа ходовых испытаний, по некоторой информации, будет поставлен в плавдок в Росляково?

– Поставка корабля в плавдок - техническая, рабочая ситуация и не решающее событие для общего хода работ. Конечно, оно важно для процесса ремонта и переоборудования, но от того, когда это произойдет внутри сроков генерального графика – до или после завершения ходовых испытаний – ничего не изменится. Согласно контракту мы действительно должны выполнить докование корабля до завершения всех ходовых испытаний, а они будут в 2012 году продолжены. Наверное, с точки зрения заказчика, это не совсем логично. Правильнее было бы завершить все морские испытания и уже после этого встать в док. Продемонстрировать заказчику состояние корпуса ниже ватерлинии, если надо – подкрасить его. Показать винторулевой комплекс и его состояние после ходовых испытаний, донно-забортную арматуру, которая находится ниже ватерлинии – все должно соответствовать требованиям заказчика, и он должен в этом убедиться. После испытаний корабль уйдет в Индию, и через 12 месяцев после передачи корабля индийской стороне, как прописано в контракте, ВМС Индии полностью вступят в права его эксплуатации и обслуживания. Далее индийская сторона уже самостоятельно будет решать, когда на корабле производить первый доковый осмотр и доковый ремонт, но это нужно будет сделать в течение первых пяти лет эксплуатации. Поэтому более поздний срок постановки корабля в док у нас сократит этот междоковый период. Но, повторюсь, это рабочий момент, и он будет еще согласовываться с проектантом и с индийской стороной.


Модель авианосца "Викрамадитья"
– А то, что корабль пойдёт на ходовые испытания в конце осени, а затем вернётся на достройку, сделано по настоянию индийской стороны?

– Такие рабочие события внутри сроков генерального графика завод-строитель вправе определять сам при согласовании с индийской стороной. Все, что делается во благо и для того, чтобы работы выполнялись скорее, даже если при этом какие-то из них нужно совместить по срокам или переместить внутри графика – все это индийская сторона воспринимает правильно и относится к этому с пониманием. С их стороны в работе принимают участие такие же технические специалисты, как и у нас, и они видят, что мы изменяем график работ для большей их эффективности. Эти рабочие вопросы мы согласовываем с индийской стороной, если того требует ситуация.

– Трудности первоначального этапа работы с индийской стороной преодолены? Или еще остается какое-то взаимное недопонимание?

– Какого-то особого недопонимания в процессе работ непосредственно на корабле никогда не было. Индийские специалисты группы наблюдения на Севмаше – это высококвалифицированные инженеры и офицеры, все они (45 человек) пришли с флота и имеют опыт службы на индийских авианосцах. Это механики, электрики, корпусники – все очень грамотные специалисты, поэтому в том, что касается организации работы на корабле, никогда никакого недопонимания не было. Были вопросы, связанные с объёмом дополнительных работ, дополнительной ценой. В настоящее время все они урегулированы, и все контрактные документы 12 марта 2010 года подписаны. График работ есть, он согласован, и мы работаем, согласно этому графику.

– На корабле, как известно, будет использоваться большой объем индийского оборудования. Какие-либо технические вопросы и проблемы в ходе его монтажа возникают?

– Безусловно, технические проблемы есть — без них обойтись невозможно. Как вы понимаете, корабли такого водоизмещения и такого класса ремонтировать и переоборудовать приходится не часто. Сегодня проектант, завод и индийская сторона совместно решают эти технические проблемы. Действительно, на корабле устанавливается очень много оборудования индийского производства и других иностранных изготовителей. Скажем, холодильные машины фирмы York, дизели фирмы Wartsila и ещё очень много другого оборудования от различных мировых производителей. Все оборудование в технической документации прописано проектантом – Невским ПКБ. Оборудование Севмашем закуплено и смонтировано на корабле. В настоящее время идет монтаж систем, обеспечивающих работу этого оборудования, и начинаются пусконаладочные работы. Все специалисты от компаний-производителей, присутствие которых необходимо для запуска и отладки закупленного оборудования, приезжают на завод и обеспечивают пусконаладочные работы. Подобные технические вопросы будут возникать до самой сдачи корабля, я в этом нисколько не сомневаюсь. Они будут обсуждаться, по ним будут приниматься решения, в том числе при участии индийской стороны. Ничего страшного в этом я не вижу.

– Какой примерно объём индийского радиоэлектронного оборудования на авианосце?

– Во-первых, комплекс связи. Во-вторых, система передачи данных с этого корабля на другие корабли. Авианосец – это центр АУГ, которому необходимо обмениваться данными с самолетами и кораблями сопровождения и обеспечения. Аппаратура для передачи данных, локальная информационная система, то есть компьютерная сеть, которая помогает организовать передачу данных внутри корабля, также индийского производства. К этому списку следует отнести еще ряд систем, которые обеспечивают работу личного состава, в частности корабельную автоматическую телефонную станцию со всеми рабочими местами, установленными во всех каютах и там, где это необходимо на боевых постах. Индийские специалисты-радиоэлектронщики находятся сейчас на предприятии и выполняют регулировку работы своего оборудования, а впоследствии будут участвовать в испытаниях корабля вместе со сдаточной командой.

– Индийский экипаж уже начал обучение?

– Да. Согласно контрактным обязательствам России перед Индией, в марте этого года началось обучение специалистов экипажа авианосца. Общая численность экипажа корабля – 1924 человека, в том числе 677 человек – авиакрыло, то есть лётчики и авиационно-технический персонал. Сегодня около 150 человек – офицеров и матросов – специалистов из числа экипажа авианосца уже находятся в России. Первоначальное обучение со сроками от двух до четырех месяцев осуществляется в Санкт-Петербурге на базе военно-учебных заведений МО РФ. Затем два месяца практического обучения в Северодвинске непосредственно на корабле. На сегодня в Северодвинске уже находятся 120 человек – первая группа, которая должна завершить обучение в июле. Всего за период с марта этого года до второй половины 2012 года обучение пройдут 1401 человек из числа экипажа авианосца. Весь процесс обучения закончится масштабной корабельной практикой. Специалисты, которые будут составлять экипаж авианосца, в течение определённого контрактом времени будут проходить береговое обучение, затем береговую корабельную практику непосредственно на корабле во второй половине следующего года и затем около месяца будут находиться в море совместно с российским экипажем и российской сдаточной командой. Все это прописано в контракте.

– Таким образом, индийский экипаж выйдет в море осенью следующего года?

– Да, именно так. В середине следующего года более 700 человек индийских специалистов из состава экипажа авианосца должны будут пройти краткосрочный курс по борьбе за живучесть, мерам пожарной безопасности и обеспечению непотопляемости на тренажёрах Беломорской ВМБ. После этого они приступят к корабельной практике. Сначала береговая практика, а во второй половине 2012 года — морская практика.

– У индийского экипажа уже есть командир?

– Нам пока официально об этом не сообщили. Я предполагаю, что в ближайшее время он будет назначен, но официальной информации в настоящее время нет. На сегодняшний день старший на борту авианосца — это руководитель группы наблюдения Объединенного штаба ВМС Индии капитан 1 ранга Раджаран Сваминатан.


Главный инженер ПО "Севмаш" Алексей Алсуфьев
– Взлёт и посадка самолётов на палубу авианосца также будут входить в программу заводских ходовых испытаний?

– Это также входит в программу ЗХИ, но отвечает за эту часть контракта РСК "МиГ". Именно они должны предъявить заказчику возможность взлёта самолётов с палубы корабля и посадки на авианосец. Это входит в программу специальных совместных лётных испытаний. РСК "МиГ" работает со своими контрагентами, и всё необходимое для обеспечения взлёта-посадки самолётов с корабля, они в ходе этих испытаний должны предъявить заказчику, то есть индийской стороне.

– Индийские летчики также будут летать с борта корабля во время этих испытаний?

– Я не готов сейчас об этом говорить. Этой информацией владеет РСК "МиГ". С нашей стороны на сегодняшний день на корабле смонтированы все тормозные машины, то есть аэрофинишеры. Трамплин, обеспечивающий взлет самолетов – корпусная конструкция — смонтирован давно, ещё до вывода корабля из дока. Сейчас производится нанесение противоскользящего покрытия на полётную палубу. Индийская сторона выбрала покрытие американской фирмы, которое применяется на американских авианосцах. Смонтированы все стартово-удерживающие устройства – гидравлические задержники, которые применяются при взлёте самолета. Габаритно-весовой макет самолёта находится сейчас на полётной палубе корабля. С его помощью мы провели успешные испытания стартово-удерживающих устройств. С РСК "МиГ" мы работаем в тесном контакте, и все необходимое для обеспечения их части контракта на корабле делается.

– Подъёмники пока ещё не смонтированы?

– Монтаж подъёмников заканчивается. Во время посещения делегации МО Индии они осмотрели их, также мы продемонстрировали подъемники и в движении. Окончательно, согласно программе испытаний, подъёмники, как и все оборудование, будут смонтированы и испытаны в ближайшее время, после чего начнутся окончательные испытания.

– Как часто приезжают индийские проверки? Есть какая-то регулярность?

– Как и оговорено контрактом, это происходит в зависимости от закрытия платёжных этапов, как правило 2-3 раза в год. Инспекционные проверки осуществляются комиссией Объединённого штаба ВМС Индии под руководством начальника главного управления закупок военных кораблей и морской техники. Следующую ждем в начале осени.

– Спасибо большое за содержательную беседу!

Главное за неделю