Текст: ОСК, №4, 2010, Екатерина Пиликина, Александр Холодов
Фото: ОСК, №4, 2010. Из архива ОАО "ПО "Севмаш" и журнала "Столица Поморья"

Военные КНДР испытали вооружение новейшего эсминца
![]() Единый день АвторизацияПоиск |
Академик Евгений Велихов: "Арктика - судьба России"
Текст: ОСК, №4, 2010, Екатерина Пиликина, Александр Холодов
Фото: ОСК, №4, 2010. Из архива ОАО "ПО "Севмаш" и журнала "Столица Поморья"
"…будущее — за освоением богатейших запасов
континентального шельфа".
В.В. Путин, 11 июля 2008 года Платформа "Приразломная", сражаясь с непогодой, завершила свой путь через два моря. Ее принял на достройку мурманский 35-й судоремонтный завод. О том, как появилась идея освоения Арктического шельфа, как она воплощалась на практике, и о перспективах реализации проекта платформы "Приразломная" - в интервью президента Российского научного центра "Курчатовский институт" академика Евгения Велихова, стоявшего у истоков создания компании "Росшельф" и строительства МЛСП на Севмаше
![]() С низкого старта— Евгений Павлович, по жизни вы оптимист или пессимист? Вы верили, что платформа обязательно будет построена?— Скорее оптимист! Считаю, что все в жизни поправимо, если только по-настоящему постараться. Когда меня спрашивают, не опоздали ли мы с выводом морской ледостойкой платформы "Приразломная", я отвечаю: и да, и нет. С одной стороны, комплекс не смог начать добычу, когда нефть достигала пиковых цен. С другой стороны, стоимость ее и сегодня весьма высока. Ведь мы начинали строить платформу, когда нефть продавалась по восемь долларов за баррель. Американцы в то время добились, чтобы Саудовская Аравия сбросила цены до предела. И мы сели на самое дно. Оттуда и стартовали... — На взгляд обывателя, странно получается: Вы — ученый и вдруг взялись за конкретное дело в незнакомой отрасли. — С идеей освоения Арктического шельфа ко мне в 1978 году пришли руководитель института "Проект-стальконструкция" Николай Мельников и заместитель министра нефтяной промышленности Виктор Мищевич. Николай Прокопьевич перед войной строил с моим отцом уникальный пятидесятый цех на Севмаше в Северодвинске, тогда — Молотовске. Обсудили: да, начинать надо! Я отправился к министру обороны Дмитрию Устинову, но он нашел вопрос неуместным: "Про шельф забудь. Севмаш у нас поставлен для оборонного заказа". Но идея осталась живой, проникла в общественное сознание. Она понравилась, в частности, министру газовой и нефтяной промышленности Василию Динькову, и в 1990-м году платформа для дальневосточного шельфа была заказана Севмашу. Ее проектантом был ВНИПИморнефтегаз. Директор института Игорь Дубин стал потом активным участником "Росшельфа". Заводом был закуплен металл, и началась его раскройка. Но все было остановлено наступившим историческим разломом. ![]() Именно диверсификации, а не конверсии, когда Севмашу пришлось выпускать плошки-ложки. Необходимо было сохранить строительство военных заказов (пусть даже столько, сколько Министерство обороны сможет заказать заводу) и начать развитие нового — нефтегазового направления. А это, прежде всего, строительство платформ. Их создание во многом схоже со строительством атомных подводных лодок: технология, материалы, кооперация с другими предприятиями… Арктическое Эльдорадо— С чего все началось? Кто был инициатором?![]() Церемония закладки Севмашевцы предчувствовали обвал государственного оборонного заказа, и Арктический шельф был для них "светом в конце тоннеля". Мы смогли продемонстрировать президенту России, что наша страна имеет здесь особые возможности не только по запасам недр, но и по потенциалу машиностроительного комплекса. ![]() Установка закладной доски "Приразломной" 1995г._лист3-1 к.8 — Правильность выбранного пути доказывает один интересный исторический прецедент. Нефтяную промышленность в России создавала семья Нобелей, приехавшая из Швейцарии. Свой капитал они делали на оборонной промышленности: получали хорошие оборонные заказы, которые реализовались на Нобелевском заводе в Петербурге. Благодаря этому у них появились финансовые и организационные возможности. Только после этого они открыли дело в Баку и начали великую эпопею с созданием нефтяной промышленности в России. Они выгнали отсюда Рокфеллеров, но дальнейшему развитию этого направления помешала революция... ![]() Начало изготовления корпусных конструкций — Как были восприняты ваши идеи? — Аргументы были убедительны. Мы смогли объяснить президенту страны нашу идею, выглядевшую сколь притягательно, столь и странно, — объединить потенциалы промышленности и отечественных недр. Борис Ельцин нас решительно поддержал и поручил Гайдару подготовить проект распоряжения о создании компании "Росшельф". На специально собранном по вопросу "Росшельфа" представительном совещании у министра топлива и энергетики гайдаровского правительства Лопухина нас безоговорочно поддержал президент Государственного газового концерна "Газпром" Виктор Черномырдин. Министр машиностроения Титкин первым подписал проект распоряжения правительства РФ о создании национальной компании "Росшельф" на базе предприятий оборонного судостроения. Но не все были за наш проект. Против выступили Гайдар и некоторые члены правительства. ![]() ИТАР-ТАСС ![]() Завершение строительства суперблока №2 в цехе 50 ![]() Суперблоки опорного основания ![]() Подготовка к стыковке суперблоков 2 — Давид Пашаев руководил всеми делами "Росшельфа" самым непосредственным образом. Надо сказать, что жизнь у него была адская. Постоянные поездки в Москву, непрерывное хождение с документами к начальству, которое тогда постоянно менялось. Но, слава Богу, Ельцин к нему относился положительно. Когда организовывался "Росшельф", мы создали РНЦ "Курчатовский институт", сделали его независимым от министерств и ведомств. Благодаря этому и заказу Газпрома Курчатовский институт выжил. Я считаю, в результате деятельности "Росшельфа" уцелел и Севмаш. Без платформы, без того вклада, который Газпром сделал в переоборудование мощностей предприятия, завод сегодня был бы другим. Конечно, мы с Давидом Гусейновичем рассчитывали на большее: начнем осваивать все Печорское море, выйдем на Штокман, но, к сожалению, воплощение этой идеи затянулось. Не по техническим причинам, а по организационно-финансовым… Свои чужие— Какими были первые шаги "Росшельфа"?— Начался поиск финансирования. Для получения кредита требовалась лицензия на право разработки месторождения. В это время президент России на совещании нефтяников, газовиков и энергетиков снял с поста министра топлива и энергетики Лопухина и поручил дело тогда еще вице-премьеру Черномырдину. При его поддержке мы стали добиваться, чтобы лицензии на Приразломное и Штокмановское месторождения были выданы именно "Росшельфу". ![]() Окончательное формирование кессона Вице-премьер Черномырдин одобрил наше соглашение о разделе акций новой компании, 51 процент которых получил газовый концерн. Президент Ельцин подписал указ о выдаче "Росшельфу" лицензий на освоение Штокмановского газоконденсатного и Приразломного нефтяного месторождений. Головным предприятием по строительству морских инженерных сооружений для освоения этих месторождений был назначен Севмаш. ![]() Верхнее строение платформы "Хаттон" на технологических пантонах — Я впервые столкнулся с таким явлением, как рейдерство. Но Газпром помог нам отбиться. В ответ в западной прессе нас начали травить. На меня давили самыми разными способами, в том числе статьями в "Уолл стрит джорнэл". Самый изящный эпитет прессы, обращенный тогда ко мне, был — "коммуняга"... Отдельная история, как мы отбились. У меня были хорошие отношения с администрацией президента США, и глава ее информационного ведомства Чарлз Уик прислал мне закрытую информацию об американских рейдерах. На встрече с одним из таких рейдеров я глаза в глаза выложил ему правду-матку, сказав, кто он такой на самом деле и что все его потуги в отношении "Росшельфа" незаконны. Он упирался, мотивируя тем, что прав по законодательству США, а соответствующих законов в России нет. Я ответил, что от этого воровство таковым быть не перестает... Деньги на "Росшельф" мы искали вместе с Вяхиревым. Он эту работу, надо отметить, вел честно, хотя и не вполне удачно. Да и мои попытки были неуспешны. Сначала финансирование Приразломного и Штокмановского проектов предполагалось за счет некоторого увеличения тарифов на газ. Но на Газпром навалилась волна неплатежей, и эта схема не заработала. Стали искать инвесторов за рубежом. То одна, то другая зарубежная компания, проявляла интерес к проектам "Росшельфа", но это не внесло позитивных импульсов в их развитие. В декабре 1995 года на стапеле завода была заложена морская ледостойкая платформа "Приразломная" с проектным сроком строительства 36 месяцев. С середины 1990-х годов финансирование проекта стало неустойчивым и иногда прекращалось на длительное время. ![]() Передвижка кессона от набережной на яму, июнь 2006 г. Присутствие иностранной компании, с одной стороны, гарантировало профессиональный подход к делу и отсутствие захватнических амбиций, а с другой стороны, выгодно представляло проект перед западными кредиторами. Лакомый кусок не давал покоя отечественным и зарубежным "радетелям" Приразломного проекта. Еще до начала строительства платформы и потом на протяжении 6-7 лет ежегодно появлялись предложения о передаче строительства за рубеж. Только присутствие руководителей судостроительной отрасли и директоров заводов в Совете директоров компании позволило "Росшельфу" сначала определить Севмаш строителем платформы, а потом — сохранить заказ на заводе. Весьма ревностно смотрели на нашу затею норвежцы. Их позиция была закономерна и объяснима. На протяжении жизни одного поколения норвежцы создали с нуля высокоэффективную мощную индустрию морской добычи углеводородов. Освоение шельфа они сделали очень грамотно и правильно — от законодательного оформления интересов Норвегии на шельфе до создания высокоэффективных морских нефтегазовых технологий и производств. При этом государственный интерес абсолютно доминировал над всеми остальными соображениями. ![]() — Интриги продолжались? — К 1996 году контуры Приразломного проекта обрели стратегию: это месторождение должно было стать "хабом" для ближайших шельфовых нефтяных месторождений, которые в сумме могли давать ежегодно 20 миллионов тонн. Соответствующая программа освоения Арктического шельфа была разработана "Росшельфом" в 1996 году под руководством Льва Ровнина, знаменитого российского геолога, в бытность которого в течение 18 лет министром геологии РСФСР происходило освоение Западной Сибири — сегодняшнего центра российской нефтегазодобычи. Программа была утверждена Газпромом и должна была стать основой для практической работы "Росшельфа" и связанных с ним геологических, нефтегазовых и промышленных структур. ![]() Накатка верхнего строения на опорное основание К концу 1990-х финансирование строительства платформы на "Севмаше" прекратилось совсем. ![]() МЛСП после накатки верхнего строения, декабрь 2006 г. ![]() Достройка платформы, 2007 г. Как Севмаш мог потерять заказОборонщики потеряли влияние на дела в "Росшельфе". Прежде всего, из "Росшельфа" ушли лицензии на "Приразломное" и Штокман. Газпром, "Роснефть" и "обновленный" "Росшельф" образовали новую компанию "Севморнефтегаз", куда перешли наши лицензии.Неожиданно "Роснефть" предложила Севмашу прекратить строительство платформы и утилизировать заделы для нее, объявив намерение приобрести в Канаде последнюю много уже лет ржавеющую в море Бофорта платформу типа "Моликпак" и с нее по временной схеме осуществлять добычу нефти на Приразломном месторождении. Последнее, что мне вместе с Пашаевым удалось тогда сделать для "Росшельфа" и Севмаша (а я еще год оставался членом Совета директоров), это написать протест премьеру Касьянову со ссылкой на указ 1996 года президента Ельцина об определении Севмаша головным предприятием по строительству инженерных сооружений и технических средств для освоения Арктического шельфа. Письмо сработало, и Севмашу было предложено продолжить строительство платформы. ![]() Но за это время была приобретена платформа "Хаттон", верхнее строение которой должно быть использовано для строительства "Приразломной". Севмаш проделал огромную работу по транспортировке "Хаттона" в российские воды, разборке, приспособлению уже построенного кессона платформы "Приразмлоная" к стыковке с конструкциями "Хаттона" и по дефектации его оборудования. Но спустя четыре года, в 2006-м, принимается решение о демонтаже всех трубопроводов, кабелей и оборудования на "Хаттоне", что в очередной раз вызвало необходимость переработки и перевыпуска практически готового технико-экономического обоснования проекта. Если бы не идея купить платформу "Хаттон", то Севмаш уже сделал бы все верхнее строение в лучшем виде. ![]() Достройка платформы у набережной, февраль 2010 г. — Платформа "Приразломная" с самого начала проектировалась прежде всего как ледостойкая. На начальном этапе предполагалось в качестве временной меры поставить на месторождении канадскую полупогружную буровую платформу "Моликпак", которая потом была использована в проекте "Сахалин-2". Но если бы льды срезали эту платформу, то авария в Арктике могла бы затмить недавнюю катастрофу платформы "Дипвотер Хоризон" в Мексиканском заливе. Гравитационная платформа "Приразломная", приняв балласт, при суммарном весе около 500 тысяч тонн будет плотно стоять на морском дне. Такой массы хватит, чтобы эффективно и безопасно противостоять напору ледовых полей. ![]() Установка вертолетной площадки, июль 2010 г. — Если говорить о проекте в целом, то будет ли он успешно завершен? — Надо отдать должное Газпрому: проект он не бросил. Честно говоря, я всегда рассчитывал на коллективный разум этого гиганта. С 2004 года объемы финансирования стро ительства платформы значительно возросли. ![]() Достройка платформы, ноябрь 2010 г. Ныне интерес к шельфу — государственный, осмысленный, перспективный. Он есть у правительства, у премьер-министра, у мировых компаний. Немаловажно, что "Лукойл" уже реализовал морской нефтяной терминал на Варандее в Печорском море. К освоению шельфа Арктики нас толкает и здравый смысл. Углеводородный хаб— Ледостойкая платформа, изготовленная в Северодвинске, — единственная?— Пока — да. В перспективе должны появиться другие, которые образуют ожерелье промыслов в Печорском море. Приразломное месторождение станет центром крупномасштабного освоения Печорской морской нефтяной провинции. "Приразломная" — первый шаг к штурму Штокмана. Дальше нужно делать шаг за шагом — не останавливаясь, планомерно. При этом надо знать: условия работы в Арктике иные, нежели в Северном море. Здесь сначала замерзает все; море сдается последним. Поэтому работать людям и эксплуатировать механизмы придется в жесточайших условиях морозов, влажности, полярной ночи и ледовых дрейфов. Когда придет время двигаться к недрам Карского моря, встанет задача уйти с поверхности в морские глубины. И мы должны будем достойно ответить на этот вызов. Норвежцы серьезный технологический шаг в этом направлении уже сделали. Я спускался на дно Северного моря внутри опорной колонны платформы "Тролль". Вышли из лифта на подошву одной из гигантских бетонных ног этой платформы прямо в костюмчиках. На глубине 400 метров увидел над собой величественное сооружение, похожее на готический собор. Великолепно! И все работает! Знаете, в 1997 году в Норвегии вышла моя книжечка об истории "Росшельфа". В ней есть завершающая фраза: "Хочется думать, что еще до конца столетия в Северном Ледовитом океане на нефтяных и газовых месторождениях зажгутся огни российских морских добывающих платформ". Я немного ошибся в сроках, но еще немного, и огни на платформах зажгутся. Арктика — судьба России! ![]()
"...российское могущество прирастать будет
Сибирью и Северным океаном..."
М.В. Ломоносов |
![]() Военные КНДР испытали вооружение новейшего эсминца ![]() Первый лайнер проекта "Карелия" не выйдет на линию в 2025 году ![]() Главное в отраслевых СМИ за неделю: обновление стратегии нацбезопасности, полет импортозамещенного "Суперджета", доля российского станкостроения ![]() В Петербурге спустили на воду тральщик "Полярный" |