— Публикации — Мнения — Судно-спасатель в плену у газетных мифов и рифов
Судно-спасатель в плену у газетных мифов и рифов
30.11.12
Текст: Пресс-служба ОАО "Объединенная судостроительная корпорация"
Фото: ФлотПром – Морской ВПК
Рабочая конструкторская документация на глубоководный водолазный комплекс для спасательного судна "Игорь Белоусов" будет готова в декабре. А уже весной 2013 года начнутся первые поставки оборудования, решающие многие проблемы, в том числе и те, которые обыкновенно возникают при строительстве опытных или головных судов.
Как показывает практика российского и мирового судостроения, всех подводных камней на этом пути предусмотреть невозможно. Тем более, что ситуация, сложившаяся в последнее время вокруг строительства спасательного судна "Игорь Белоусов", несколько выбивается из ряда привычных проблем. Смена разработчика и поставщика комплектующих глубоководного водолазного комплекса ГВК-450 стала причиной многочисленных публикаций в средствах массовой информации.
Заказчика, Министерство обороны России, обвиняют в пренебрежительном отношении к отечественным разработкам в пользу иностранных. История все больше обрастает домыслами и газетными мифами. Свою точку зрения на то, как в реальности обстоят дела со строительством судна-спасателя, излагает в своем материале официальный представитель "Объединенной судостроительной корпорации" Александр Кравченко.
Оборудование серийное, подход – индивидуальный
Одно из основных обвинений по поводу смены поставщика оборудования, которое звучит сегодня в прессе, сводится к тому, что уникальный комплекс ГВК-450 российской разработки заменили на серийный зарубежный.
Как бы парадоксально это не звучало, коммерческий директор Группы компаний "Тетис" Юрий Горев считает, что основным инициатором замены отечественного ГВК на импортный выступило само ЦКБ "Лазурит". В 2009 году заместитель Главкома ВМФ Борисов согласовал разрешение на использование "Лазуритом" комплектующих итальянской фирмы Drass Galеazzi. Это разрешение открыло зеленый свет на замену большинства разрабатываемых российскими предприятиями узлов и элементов комплекса на серийно выпускаемые аналоги зарубежного производства.
К 2011 году доля отечественных компонентов ГВК, по данным СМИ, не превышала 25%, а основная часть была итальянского производства. Согласитесь, что при таком соотношении создаваемый ЦКБ "Лазурит" комплекс уже вряд ли корректно было бы именовать отечественным...
Определение "серийное оборудование", которое регулярно используется сегодня в прессе, также не вполне точно по отношению к новому ГВК. В данном случае правильнее было бы говорить о глубоководном водолазном комплексе, создаваемом из серийно выпускаемого комплектующего оборудования. Сам комплекс – уникальный и строится под конкретное судно-спасатель "Игорь Белоусов". И что очень важно – без изменений основных тактико-технических характеристик, предусмотренных проектом ГВК-450: глубины погружения на 450-500 метров, количества спасаемых подводников, возможностей по спасению аварийных объектов; размера барокамер и их пятикамерной конструкции.
Безусловно, ГВК, созданный из импортных комплектующих, не может быть зеркальным отражением разработок, которые планировались в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР). Кроме того, требования российского ВМФ зачастую значительно отличаются от существующих в мировом кораблестроении. Несмотря на имеющиеся отличия, все вопросы комплектации ГВК рассматриваются с максимальной привязкой к требованиям ВМФ и, как уже говорилось выше, без изменения основных ТТХ. Что касается имеющихся отличий, то они, по оценкам специалистов, носят чисто тактический характер и никак не отразятся на функциональной эффективности комплекса в целом.
Процесс пошел
Так как реально обстоят дела с созданием нового ГВК на сегодняшний день?
Можно отметить, что после заключения контракта с Минобороны "ТетисПро" выполняет свои обязательства. В соответствии с договором все работы по выпуску рабочей конструкторской документации, привязывающей комплекс ГВК к кораблю, будут завершены в декабре 2012 года.
В марте 2013 года на ОАО "Адмиралтейские верфи" ожидают первые поставки оборудования, что подтверждается сообщениями фирмы Divex.
Если говорить о специализации внутри тандема фирм, то она весьма условна: основную компоновку, узлы, производство разрабатывает Divex, а "ТетисПро" адаптирует РКД к российским требованиям.
Необходимо отметить и такой немаловажный для реализации проекта факт, что "ТетисПро" является не только поставщиком оборудования, но и ответственным сдатчиком глубоководного водолазного комплекса.
Фирма взяла на себя обязательства не только по сдаче ГВК, но и по обучению сдаточной команды и обслуживающего персонала комплекса.
Напомним, что ЦКБ "Лазурит" от обязанностей ответственного сдатчика категорически отказалось. И как тут не вспомнить историю, когда в былые времена главные строители или ответственные сдатчики новой техники обязательно должны были участвовать в испытаниях заказа...
Показателен и такой факт. Сегодня оппоненты создания нового ГВК уже в качестве упрека участникам проекта заявляют, что в новом "серийном" комплексе будет использоваться часть оборудования, заказанного на первом "лазуритовском" этапе строительства спасательного судна. Действительно, решено использовать небольшую часть технического задела – 240 баллонов российского производства для хранения воздуха и газовых смесей, которые были заказаны еще до смены поставщика оборудования.
Фирма Divex предложила поставку своих баллонов в состав ГВК. Поскольку в них предусмотрено меньшее давление, а возросшее количество этих изделий было невозможно разместить на судне, было принято решение об использовании ранее закупленных баллонов.
С уверенностью можно сказать, что сегодня все участники создания ГВК и строительства судна-спасателя делают все возможное, чтобы уложиться в сроки, определенные графиком строительства с передачей заказчику в 2014 году.
Сразу дать однозначный ответ сложно. Однако, по мнению специалистов Минобороны, бюро-проектанта, ОСК и верфи, в первом варианте, как свидетельствует политика, проводимая руководством ЦКБ, заказчику был гарантирован только бесконечный процесс роста цен без какой-либо гарантии получения необходимого технического результата. Постоянная смена поставщиков оборудования, категорический отказ от функций ответственного сдатчика комплекса, отсутствие данных по испытаниям комплектующих изделий – все эти моменты настораживали.
К чему приведет создание ГВК по контракту с "Тетис Про" – покажет время. Риск, разумеется, присутствует и в этом случае. В отличие от первого варианта, здесь есть подтвержденная контрактом экономическая гарантия по устранению недоработок и сдаче комплекса со стороны фирмы-поставщика оборудования.
Поэтому на данный момент второй вариант, по нашей оценке и решению госзаказчика, более прагматичный и оправданный в условиях рыночной экономики.
Не нужно забывать, что "Игорь Белоусов" – головное, фактически опытное судно, и сегодня речь идет о комплектации данного конкретного, действительно уникального корабля.
Результаты испытаний головного судна лягут в основу совместной работы бюро и верфи при строительстве серии таких спасательных судов, которых с нетерпением ждет флот.
Аналогов новому спасателю нет
Безусловно, самое печальное в этой истории – время, упущенное при строительстве спасательного судна, которое остро необходимо на всех флотах российского ВМФ.
Но сегодняшнее положение дел на строительстве "Игоря Белоусова" вселяет оптимизм. Спущенное на воду 30 октября в соответствии с графиком спасательное судно сегодня проходит этап достроечных работ.
Технологическая особенность постройки данного корабля – отсутствие на нем надстройки на момент спуска – вызвала досужие рассуждения о недостаточной готовности заказа к спуску. На самом деле все объясняется просто: пролет стапельно-сдаточного цеха ОАО "Адмиралтейские верфи", в котором шло формирование корпуса, изначально по своим техническим характеристикам ограничивает высоту строящегося судна. Поэтому изготовление надстройки в соответствии с графиком строительства заказа шло параллельно с подготовкой судна к спуску.
В начале декабря на спасатель по графику установят первые десять секций надстройки. На заказе полным ходом идут достроечные работы.
Параллельно на верфи идет строительство спасательного глубоководного аппарата (СГА) проекта 18271 "Бестер-1", который вместе с ГВК будет находиться на борту "Игоря Белоусова". В настоящее время на СГА идет наладка единой автоматизированной системы, начинается подготовка к швартовным испытаниям аппарата, первый этап которых начнется уже в феврале 2013 года.
На церемонии спуска на воду судна-спасателя главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков подчеркнул, что спасатель "Игорь Белоусов" станет элементом системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ России, разработка концепции которой завершается в настоящее время.
"Данный корабль не имеет аналогов и обеспечивает широкие возможности спасения экипажей подводных лодок, – заявил Виктор Чирков. – Предварительная необходимость в таких судах существует на Северном и Тихоокеанском флотах. В дальнейшем мы планируем, что в состав каждого флота войдет спасательное судно, которое будет обеспечивать широкий спектр поисково-спасательных задач.
Это уникальное судно, которого никогда не было на флоте. Его основное предназначение – поиск и спасение моряков с аварийных подводных лодок, но также новое судно может проводить научно-изыскательские работы, участвовать в спасении надводных судов и летчиков, потерпевших аварию на море. Мы недавно были на судостроительной выставке во Франции, – отметил главком ВМФ России, – увидели много новых разработок. Но аналогов нашему спасателю нет нигде, и это поднимает престиж всего российского судостроения!"
Алексей Кравченко, официальный представитель ОАО "ОСК"
ОСК: об истории вопроса
Начало программе возрождения аварийно-спасательной системы ВМФ России положила беда. После трагедии с АПЛ "Курск" в августе 2000 года, правительством РФ была принята программа по созданию спасательных средств для Военно-морского флота. Одним из ее пунктов стала концепция создания специализированного спасательного судна нового поколения, на борту которого должны были одновременно размещаться глубоководный водолазный и спасательный комплексы. Новое судно предназначалось для поиска (допоиска) затонувших или аварийных подводных лодок и проведения спасательных операций.
В 2005 году был проведен конкурс на строительство корабля, победителем которого стало ОАО "Адмиралтейские верфи".
Проект судна (проектант ЦКБ "Алмаз") изначально предусматривал проведение целого ряда опытно-конструкторских работ (ОКР). В 2007 году было принято решение часть ОКР – главное спускоподъемное устройство, спасательный аппарат, ГВК и интегрированную логистическую поддержку – передать заводу-строителю.
Соисполнителем технического проекта на глубоководный водолазный комплекс и спасательный глубоководный аппарат "Бестер-1" выступал ЦКБ "Лазурит".
Затем начались знакомые многим проблемы, среди которых недостаточное финансирование, составлявшее 5-10 процентов от потребного для выполнения работ уровня, являлось важным, но далеко не единственным компонентом. Уже в ходе создания ГВК выяснилось, что ряд объектов оборудования, предусмотренного техпроектом, на данном этапе технологически не может быть создано отечественной промышленностью. Часть ОКР была прекращена и принято решение о расширении импортной комплектации спасательного судна. В качестве разработчика основных элементов ГВК была предложена итальянская фирма Drass Galеazzi, с которой ЦКБ "Лазурит" по согласованию с заказчиком – МО РФ – заключило договор на поставку импортного оборудования.
Но привлечение итальянской фирмы потребовало и дополнительных финансовых затрат. Договор был поэтапным: после оплаты одного этапа – начинались работы по изготовлению следующей партии оборудования. А поскольку средства на оплату работ итальянской фирмы в договоре заказчика и завода-строителя изначально не предусматривались – финансовые проблемы продолжали усугубляться.
В 2010 году по инициативе ЦКБ "Лазурит" перед госзаказчиком был поднят вопрос об увеличении цены контракта и переносе сроков строительства судна-спасателя. Но решение его было отложено.
Заказ 2011 года не был заключен. Самые крупные контракты были вынесены на рассмотрение рабочей группы под руководством заместителя председателя Правительства РФ Игоря Сечина.
Затраты на строительство судна-спасателя "Игорь Белоусов" проанализированы Департаментом ценообразования (ДЦО) при Министерстве обороны РФ. Резюме – затраты на этот корабль исключительно высоки, стоимость комплекса явно завышена. Далее Минобороны и ВМФ в одностороннем порядке откорректировали техническое задание на строительство судна и ДЦО вышло с предложением все работы в рамках ОКР по ГКВ как самому дорогостоящему прекратить и укомплектовать его на базе серийно выпускаемых комплектующих изделий.
После рассмотрения возможных фирм-поставщиков готового оборудования командование ВМФ остановило свой выбор на кооперации шотландской компании Divex и ОАО "Тетис Про", у которых уже имелся большой опыт совместного сотрудничества. Кроме того, тандем именно этих фирм лучше других отвечал требованиям русификации рабоче-конструкторской и эксплуатационной документации, а также соответствовал необходимости адаптирования поставляемого оборудования к российским требованиям.
26 декабря 2011 года Главком ВМФ подписал техзадание на поставку ГВК. 31 января этого же года Министром обороны было подписано решение о порядке комплектования глубоководного водолазного комплекса судна "Игорь Белоусов", в котором все было прописано, в том числе, и кооперация фирм.