30.11.12
Текст: Павел Боровиков, кандидат технических наук (1)
Процесс создания нового глубоководного водолазного комплекса привел к раздору в научной среде, но еще не приблизил нас к результату.
СС "Игорь Белоусов" у достроечного причала ОАО "Адмиратейские верфи". sdelanounas.ru
Спущенный в октябре на воду океанский спасатель "Игорь Белоусов" проекта 21300 для сил поисково-спасательного обеспечения ВМФ станет первым кораблем такого класса для российского флота. С момента ввода в эксплуатацию его предшественников – спасателей проекта 537 "Эльбрус" и "Алагез" – прошло более тридцати лет. За эти годы выросло целое поколение водолазов и инженеров по водолазному оборудованию, которые не просто не знают, что такое глубоководный водолазный комплекс (ГВК), но и не представляет себе, что в России может быть построено и введено в эксплуатацию подобное техническое сооружение.
ГВК советского периода
Неудивительно, что именно ГВК спасательного судна "Игорь Белоусов" вызвал среди специалистов большой интерес, а судьба его – оживленные и временами ожесточенные споры. Однако при этом высказывается масса аргументов, не выдерживающих никакого профессионального анализа, кое-где пишут даже о том, что закупка ГВК по импорту зарубила на корню всю российскую глубоководную водолазную программу. Именно поэтому споры вокруг ГВК "Игоря Белоусова" нельзя оставить без внимания и комментариев, и имеет прямой смысл разобраться в существе спорных вопросов.
Но прежде чем углубляться в существо этих дискуссий, скажем пару слов о том, с какими заделами судостроительная промышленность России подошла к созданию этого комплекса и что представляет собой ГВК "Игоря Белоусова".
Имеет ли Россия необходимые научно-технические и производственные основы для создания полностью отечественного глубоководного водолазного комплекса?
Для ответа на эти вопросы посмотрим на историю создания ГВК в России. В приведенной ниже таблице перечислены судовые и береговые ГВК длительного пребывания под давлением, построенные в нашей стране. Из рассмотрения исключен импорт: ГВК, поставленные на плавучие технические средства Мингазпрома в 1980-х годах (буровые суда и платформы, суда обеспечения подводно-технических работ), и ГВК, установленные на научно-исследовательские суда Академии наук СССР. Исключены также варианты ГВК без режима длительного пребывания (ДП) – это даже не вчерашний, а позавчерашний день. Поэтому отпадают спасательные суда проектов 532, 527 ("Эпрон") и 530 – СС "Карпаты".
Фактически в те годы ГВК строились только по заказу ВМФ и устанавливались на объектах флота за одним лишь исключением, каковым стал глубоководный водолазный комплекс проекта 10470 "Акванавт-300", построенный по заказу Мингазпрома и установленный на борту специального судна "Свияга" проекта 16774.
Общими отрицательными чертами отечественных ГВК по сравнению с зарубежными аналогами являлись большие массы (в 1,5-2 раза больше в сравнении с зарубежными образцами) и габариты пультов управления, арматуры и приборов, существенно меньшая точность поддержания заданных параметров дыхательной газовой среды, нерешенность вопросов создания единой кабель-шланговой связки водолазного колокола, лебедок для кабель-шлангов с регулируемым усилием, отсутствие системы возврата и очистки гелия, отсутствие самоходного гипербарического спасательного катера и целый ряд других проблем.
Из таблицы видно, что все ГВК за двумя исключениями проектировались Западным проектно-конструкторским бюро (с 1998 года объединенным с ЦМКБ "Алмаз") и СПМБМ "Малахит". Создавались они в 1980-е годы, то есть более 30 лет назад. С тех пор к вопросу создания ГВК отечественная промышленность не возвращалась. Это автоматически повлекло за собой потерю конструкторской школы, так как за эти годы сменилось едва ли не два поколения конструкторов, а также потерю наработок по элементной базе, безнадежно устаревшей вследствие общего технического прогресса и не отвечающей современным требованиям.
Так что говорить о существовании в России научно-технического и промышленного потенциала, способного сегодня в разумные сроки и за разумные средства создать отечественный ГВК, увы, не приходится. Мы можем, бесспорно, катать и варить практически любые прочные корпуса барокамер, но их насыщение – иллюминаторы, люки, вводы и другие составляющие глубоководного водолазного комплекса (системы жизнеобеспечения, контрольно-измерительные приборы и аппаратура газового анализа; системы пожаротушения, кабель-шланговые лебедки водолазные колокола и водолазное снаряжение) – до сих пор является нерешенной проблемой.
Подводя итог сказанному, можно констатировать, что мы не потеряли за последние 30 лет потенциал в части создания ГВК – мы его просто не имели. На мой взгляд, не имеем реального потенциала и сейчас...
У водолазов тоже есть комплексы
Проанализировав общее состояние научно-технического потенциала страны в области глубоководной водолазной техники, вернемся к ГВК "Игоря Белоусова".
Что же представляет собой этот глубоководный водолазный комплекс? Установленные стационарно на борту судна и соединенные между собой четыре жилые барокамеры, в которых под давлением 45 атмосфер (соответствующим глубине 450 м) живут 12 водолазов-глубоководников. Во время работы они в герметично стыкующемся с судовыми барокамерами водолазном колоколе спускаются на находящийся под водой на глубине до 450 м объект, в течение нескольких часов работают на объекте, затем возвращаются в колокол и под тем же давлением, под которым они работали на объекте, поднимаются на поверхность. На поверхности колокол стыкуют с судовыми барокамерами, водолазы переходят в жилые отсеки барокамер и, не проходя декомпрессии, отдыхают до следующего спуска, а их место в водолазном колоколе занимает другая смена, а затем следующая, обеспечивая практически постоянную работу на объекте. И так в течение двух-трех недель или до завершения работы. Декомпрессию водолазы проходят один раз по завершении работы или допустимого времени пребывания под давлением.
Во время пребывания людей в барокамерах давление дыхательной смеси, ее состав, температуру и влажность поддерживают специальные системы жизнеобеспечения. Управление всеми агрегатами комплекса производится с центрального и вспомогательных пультов управления ГВК. Запас компонентов дыхательной смеси содержится в баллонах высокого давления, отработанная гелиокислородная дыхательная смесь собирается, очищается и вновь закачивается в баллоны для ее повторного использования.
Почему импортный ГВК дешевле отечественного
В прессе и в интернете ставится ряд вопросов в связи с этим проектом. Разберем их "поштучно".
Первое техническое задание на ГВК составлено ВМФ России в 2005 году. Проектирование комплекса было поручено нижегородскому ЦКБ "Лазурит", практически не имевшему опыта проектирования ГВК. Уже через несколько лет, осознав, что задача создания ГВК в предусмотренные сроки слишком сложна не только для самого "Лазурита", но и для отечественной промышленности в целом, заказчиком было принято решение привлечь к работам специализированную инофирму. В 2009 году руководство "Лазурита" по согласованию с заказчиком выбрало в качестве партнера итальянскую фирму Drass Gаleazzi, практически похоронив тем самым саму идею создания полностью отечественного глубоководного водолазного комплекса.
Однако и это не спасло положения, и в 2012 году ВМФ разорвал контракт с "Лазуритом" и выбрал в качестве нового поставщика ГВК компанию "Тетис Про".
Почти сразу после этого решения в прессе и в интернете начал активно обсуждаться ряд связанных с контрактом вопросов. Основным критиком принятого решения было отстраненное от выполнения контракта ЦКБ "Лазурит".
Поднятые "Лазуритом" вопросы (в числе прочих была и жесткая критика принятого ВМФ решения) сводились к следующему: поставляемый комплекс – не серийное изделие (это было одно из требований контракта), сроки и стоимость поставки, указанные в контракте, нереальны и будут сорваны, фирма "Тетис Про" в контракте играет чисто посредническую роль, и закупка ГВК по импорту уничтожает сделанный за последние годы отечественными предприятиями большой задел в этой области и ставит крест на перспективах развития отечественного глубоководного водолазного дела.
Во-первых, надо сразу сказать, что понятие серийности для глубоководных водолазных комплексов не однозначно. Каждый ГВК – штучное изделие, сделанное по индивидуальному заказу, отличающееся возможностью размещения водолазов под давлением, рабочей глубиной, размерами и расположением барокамер и пр. Редко, когда один заказчик закупал два-три одинаковых комплекса для установки на свои суда одного проекта. Совершенно другое дело – база элементов, из которых ГВК собран: иллюминаторы, люки, газовые и электровводы, трубопроводная арматура, светильники, вентиляторы, аппаратура газового анализа, контрольно-измерительная аппаратура, кабели, шланги и пр. Серийной является именно элементная база, которую можно выбирать из каталогов, закупать у поставщика и ставить на свое изделие, исходя из его параметров и назначения. Более того, почти по всем комплектующим изделиям существуют так называемые нормальные ряды, рассчитанные на различные рабочие давления, производительности и иные рабочие параметры. Именно серийная элементная база делает ненужным проведение новых дорогостоящих и длительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в уже освоенном диапазоне глубин (а сегодня это глубины до 450-500 м). А отсутствие необходимости в НИОКР резко снижает и стоимость изделия, так как всегда серийное изделие дешевле головного с отнесением на него стоимости предшествовавшего НИОКР. И это объясняет второй спорный вопрос – почему импортный ГВК стоит дешевле отечественного: на импортный ГВК идут серийные комплектующие изделия, на отечественном ГВК сегодня разработка каждого узла требует НИОКР.
Давление атмосфер и дилетантов
Хотя коммерческая составляющая меня интересует в малой степени (как историк водолазного дела я больше озабочен технической стороной проекта), мое мнение касательно возможного срыва сроков поставки и ценовых условий следующее: есть контракт, есть контрактные сроки поставки и цена, есть неустойка при срыве сроков. Если новый поставщик не уложится в цену – это только его проблемы. О чем еще говорить? За все последствия ответит поставщик, а уж никак не "сочувствующие".
Спускаемый аппарат ГВК-450. Пресс-служба ОАО "Тетис Про"
В данном случае смешно говорить о посредниках – ведь закупается не банка с солеными огурцами и не десяток-другой баллонов. Самый близкий аналог закупаемому комплексу – небольшой химический завод, в состав которого входят и сосуды, работающие под давлением в 50 атмосфер, баллоны высокого – до 400 атмосфер – давления, компрессоры, холодильные машины, газовые системы высокого давления, системы очистки дыхательной среды и контроля за ее составом, грузоподъемные устройства. Все это весит сотни тонн, имеет объем тысячи кубометров. В добавление к поставке ГВК в контракте прописан и шеф-монтаж оборудования на борту судна. Одно лишь только управление этим контрактом требует от коллектива инженеров, экономистов и управленцев высокого профессионализма. О каком посредничестве идет речь – это работа высококвалифицированная, огромная, нелегкая и весьма ответственная: ведь за всеми этими десятками тонн "железа", километрами трубопроводов и кабелей, сотнями машин и агрегатов стоят не только деньги, но и жизни людей, которые будут работать с этой техникой.
В связи с этим утверждение о том, что "сделать требуемый ГВК очень легко – надо всего лишь объединить серийный декомпрессионный и серийный водолазный ГВК, модернизировать их, добавить систему приготовления дыхательной газовой смеси [ДГС] и адаптировать к судну и к его системам управления, а для этого нужен всего-лишь "посредник-переводчик", которое иногда выдвигается в спорах вокруг ГВК "Игоря Белоусова", вызывает удивление своим подходом. Ведь именно в перечисленных задачах и заключается проектирование изделия – объединение в один работающий комплекс десятков различных серийных или специально разработанных систем, устройств, приборов и агрегатов.
Другой расхожий тезис, который зачастую выдвигается в спорах специалистов вокруг ГВК, играет на патриотических чувствах: "Покупка импортного ГВК закрывает дорогу развитию строительства отечественного ГВК". Но ведь купили же мы в свое время Fiat-124, и эта закупка не только перевела автопром России на более высокий уровень, но и дала возможность нашей продукции выйти на зарубежный рынок. Поставка импортного ГВК позволит отечественной промышленности не изобретать велосипед, а сделать шаг вперед, оттолкнувшись от современного уровня водолазной техники.
Утверждение, что за рубежом все ГВК имеют рабочую глубину 300 м – неправда. На сегодняшний день на борту ряда судов обеспечения подводно-технических работ западных компаний-операторов стоят глубоководные водолазные комплексы с рабочими глубинами 400 м (Seven Havila: рабочая глубина 400 м, 2 водолазных колокола, барокамеры на 24 водолаза) и 450 м (Acergy Osprey: рабочая глубина 450 м, 2 водолазных колокола, барокамеры на 18 водолазов).
Игроки рынка
А теперь, разобравшись с конкретными вопросами, поговорим о месте и роли российских компаний в деле создания водолазных комплексов, в том числе глубоководных.
Начну с "Лазурита" – компании, имеющей 60-летнюю историю работы в области кораблестроения. Что есть у "Лазурита" в послужном списке по водолазной тематике вообще? ГВК спасательной подводной лодки проекта 940 "Ленок"? Но ведь не секрет, что до уровня технического проекта этот комплекс сделали специалисты ВМФ – они живы до сих пор и дай им бог здоровья. А конструкторы "Лазурита" лишь выпустили рабочую конструкторскую документацию (РКД) по готовым техническим решениям. Разве это тот опыт, на который можно опираться? И было это более 30 лет назад – что осталось на предприятии от того опыта и от того коллектива?
Да, "Лазурит" создал спасательные обитаемые подводные аппараты проектов 1855 и 18270 и другие, но ведь к водолазному и глубоководному оборудованию они никакого отношения не имеют – это совершенно другая техника, построенная по иным правилам. Это совершенно другая элементная база, не имеющая ничего общего с обитаемыми гипербарическими комплексами, в отсеках которых люди находятся под давлением 50 атмосфер в смеси гелия с долями процента кислорода.
Так где же в последние годы "Лазурит" на рынке водолазного оборудования? Спрос на барокамеры и судовые водолазные комплексы в стране существует – если "Лазурит" такой опытный, то почему не было от него предложений на поставку? Почему предложений "Лазурита" нет на рынке водолазных барокамер, почему "Лазурит" не участвует ни в одном конкурсе на поставку судовых водолазных комплексов малых и средних глубин, например, для Госморспасслужбы, которая закупает их для своих серийных спасательных судов? Почему за эти контракты коммерческие фирмы дерутся, выигрывают и выполняют их в предусмотренные сроки и за предусмотренные суммы, а "Лазурит" позволяет себе проходить мимо этих заказов?
И как быть с контрактом на поставку малогабаритных одноместных подводных аппаратов, подписанным недавно ВМФ с одной из коммерческих фирм? Здесь-то у "Лазурита" не должно было быть проблем – ведь он и специализировался именно на малогабаритных обитаемых подводных аппаратах и вполне справедливо гордится созданными им аппаратами проектов 1855, 18270, 18271. Так почему же "Лазурит" не участвовал в этом конкурсе?
Хотелось бы сказать, что с потерей заказа на ГВК для "Игоря Белоусова" жизнь для "Лазурита" не кончается. Бюро по прежнему имеет контракты на модернизацию созданных ими в 80-90 х годах подводных аппаратов серий "Приз" и "Бестер", а также на разработку нового аппарата проекта 18271 для "Белоусова". Уверен, что при грамотной оценке потребностей ВМФ "Лазурит" найдет, что еще предложить.
Я не питаю иллюзий и относительно компании "Тетис Про" – жизнь сталкивала с ними в течении 15 лет. За несколько лет из развалившегося "совкового" до мозга костей почтового ящика эпохи развитого социализма – КБ "Кислородной дыхательной аппаратуры" в г. Орехово-Зуево, вошедшего в 90-е годы в группу компаний "Тетис", руководство фирмы сумело создать современное предприятие – ОАО "КАМПО", выпускающее серийно водолазную технику.
Несколько лет назад "Тетис Про" ввел в эксплуатацию производственный корпус под Москвой с офисными, конструкторскими помещениями, с опытно-экспериментальным производством, испытательным бассейном глубиной 9 м, учебным классом для подготовки и сертификации персонала заказчика, сборочно-испытательным цехом, с огромными современными складами и базой комплектации. И все это – без единой копейки из государственного бюджета, только за счет своей работы.
Образно говоря, прибыль полученная от исполнения госконтрактов не проедается, а вкладывается в развитие компании. Как я уже говорил выше, "Тетису" явно недостает классической советской конструкторской "школы" со всеми ее атрибутами, а его собственная производственная база могла бы быть помощнее.
То же самое в значительной степени можно сказать и про "Дайвтехносервис", уже 20 лет работающей на рынке водолазного оборудования и поставляющей отечественную продукцию не только для водолазных подразделений и служб России, но и для зарубежных заказчиков (от Швеции, Франции, Германии до Вьетнама). Там также налицо прогресс и развитие конструкторской и производственной базы, явно заметны инвестиции руководства компании в собственное развитие. У "Дайвтехносервиса" определилось собственное лицо, собственное место на рынке водолазной – и вообще подводной – техники, у него есть свой круг заказчиков, которые доверяют фирме и неоднократно обращаются к ее услугам. И проблемы, на мой взгляд, у "Дайвтехносервиса" те же самые, что и у "Тетиса-Про", хотя и в несколько большей степени – значительный упор на коммерцию, недостаток собственных конструкторских и производственных мощностей. Но налицо самое главное – постоянный прогресс во всех сферах деятельности, рост доли собственного производства и разработок.
Иногда "Тетису Про", как и другим коммерческим фирмам, ставят в упрек то, что они берут на работу отставных военных, используя их по прямой специальности – но это не недостаток – это достоинство фирмы. Мало того, что эти компании приобретают поистине золотой фонд работников – грамотных, дисциплинированных, ответственных, имеющих практический опыт, они делают большое социально значимое дело, трудоустраивая вышедших в отставку и вынужденных ломать весь свой уклад жизни людей с минимальными потерями для них – используя накопленный отставниками производственный и жизненный опыт и снимая иногда очень болезненную для них проблему адаптации в гражданском мире.
Любая фирма во всем мире при возможности берет подобных людей на работу и, как правило, не жалеет об этом. Вообще инвестиции в людей наиболее эффективны, ведь любая компания – это прежде всего люди, а лишь потом здания и оборудование.
В заключении хотелось бы сказать, что только сам факт того, что у нас в стране через несколько лет появится современное судно, способное обеспечить водолазные работы на глубинах 450 – 500 метров, позволяет надеяться, что не все для водолазного дела России потеряно, и что мы вернем себе место в этом мире, которое наши предки достойно занимали в конце XIX века трудами офицеров Кронштадтской водолазной школы, в середине ХХ века – усилиями Аварийно-спасательной службы ВМФ и отечественной науки и промышленности.
Глубоководному водолазному делу России – БЫТЬ!
Примечание
1 – Боровиков Павел Андреевич 1939 года рождения, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, начальник отдела техники и технологии подводной добычи нефти и газа ДОАО "ЦКБН" ОАО Газпром.
Один из технических руководителей программы глубоководных водолазных погружений Института океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР в конце 1960-1970-х годах. Принимал непосредственное участие в разработке, строительстве и испытаниях подводной лаборатории "Черномор", глубоководного берегового гипербарического комплекса ГКК-ДП-300 с рабочей глубиной 300 м, в создании судового глубоководного водолазного комплекса на НИС "Института океанологии АН СССР".
С 1982 по 1989 год – заместитель директора ВНИПИ "Морнефтегаз" по научной работе, курировал создание и внедрение в практику работ предприятий Министерства газовой промышленности глубоководных водолазных комплексов.
С 1990 года и по настоящее время занимается вопросами создания и внедрения в практику подводно-технических работ современной водолазной, в том числе глубоководной техники.
По роду своей деятельности хорошо знаком как с технической, так и с организационной сторонами проблемы создания и внедрения в практику работ глубоководных водолазных комплексов, поддерживает тесные личные контакты со специалистами ведущих зарубежных фирм, производящих глубоководное водолазное оборудование и фирм, выполняющих подводные работы на морских нефтегазопромыслах, был на производственных и испытательных базах этих фирм. Хорошо знаком с современным состоянием проблемы как у нас в стране, так и за рубежом.
Увлечение – изучение истории водолазного дела, музейная деятельность.
Автор более 50 научных статей по теме ГВК. Автор книг:
– "Человек живет под водой", П. А. Боровиков, В. П. Бровко. 1968, 1975 гг.
– "Лаборатория на морском дне", П.А. Боровиков. 1977г.
– "Подводная техника морских нефтепромыслов", П. А. Боровиков, В. Н. Самарский. 1980
– "Водолазное дело России", П.А. Боровиков. 2005 г.
– "Иллюстрированная история водолазного дела России России. Illustrated History of Russian Diving 1829 1940г", П.А. Боровиков. 2008 г.
– "VASA Второе рождение", П.А. Боровиков. 2011 г.