Видеодневник инноваций
Баннер
Единая судовая энергетическая система

Как создать
единую судовую
энергетическую систему

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

По ком звонят подводные колокола
30.11.12
Текст: Павел Боровиков, кандидат технических наук (1)
Процесс создания нового глубоководного водолазного комплекса привел к раздору в научной среде, но еще не приблизил нас к результату.

СС "Игорь Белоусов" у достроечного причала ОАО "Адмиратейские верфи". sdelanounas.ru
Спущенный в октябре на воду океанский спасатель "Игорь Белоусов" проекта 21300 для сил поисково-спасательного обеспечения ВМФ станет первым кораблем такого класса для российского флота. С момента ввода в эксплуатацию его предшественников – спасателей проекта 537 "Эльбрус" и "Алагез" – прошло более тридцати лет. За эти годы выросло целое поколение водолазов и инженеров по водолазному оборудованию, которые не просто не знают, что такое глубоководный водолазный комплекс (ГВК), но и не представляет себе, что в России может быть построено и введено в эксплуатацию подобное техническое сооружение.

ГВК советского периода

Неудивительно, что именно ГВК спасательного судна "Игорь Белоусов" вызвал среди специалистов большой интерес, а судьба его – оживленные и временами ожесточенные споры. Однако при этом высказывается масса аргументов, не выдерживающих никакого профессионального анализа, кое-где пишут даже о том, что закупка ГВК по импорту зарубила на корню всю российскую глубоководную водолазную программу. Именно поэтому споры вокруг ГВК "Игоря Белоусова" нельзя оставить без внимания и комментариев, и имеет прямой смысл разобраться в существе спорных вопросов.

Но прежде чем углубляться в существо этих дискуссий, скажем пару слов о том, с какими заделами судостроительная промышленность России подошла к созданию этого комплекса и что представляет собой ГВК "Игоря Белоусова".

Имеет ли Россия необходимые научно-технические и производственные основы для создания полностью отечественного глубоководного водолазного комплекса?

Для ответа на эти вопросы посмотрим на историю создания ГВК в России. В приведенной ниже таблице перечислены судовые и береговые ГВК длительного пребывания под давлением, построенные в нашей стране. Из рассмотрения исключен импорт: ГВК, поставленные на плавучие технические средства Мингазпрома в 1980-х годах (буровые суда и платформы, суда обеспечения подводно-технических работ), и ГВК, установленные на научно-исследовательские суда Академии наук СССР. Исключены также варианты ГВК без режима длительного пребывания (ДП) – это даже не вчерашний, а позавчерашний день. Поэтому отпадают спасательные суда проектов 532, 527 ("Эпрон") и 530 – СС "Карпаты".

Фактически в те годы ГВК строились только по заказу ВМФ и устанавливались на объектах флота за одним лишь исключением, каковым стал глубоководный водолазный комплекс проекта 10470 "Акванавт-300", построенный по заказу Мингазпрома и установленный на борту специального судна "Свияга" проекта 16774.

Перечень отечественных глубоководных водолазных комплексов

На борту судов
Наименование Год постройки Рабочая глубина Проектировщик ГВК Состояние на момент завершения проекта
Проект 537 "Эльбрус", "Алагез" 1980 г. 250 Западное ПКБ Сдан
Проект 10470 "Свияга" 1985 г. 300 Западное ПКБ Сдан
Проект 05430 "Гиндукуш" 1989 г. 300 Западное ПКБ, ЦМКБ "Алмаз" Не достроен
Проект 10471 ГВК-500 Конец 1980-х 300 (с увеличением до 500) ЦМКБ "Алмаз" Проектирование прекращено
На борту специальных подводных лодок
Проект 940 "Ленок" 1976 г. 300 (с увеличением до 500) Тех. проект: 40 НИИ ВМФ, РКД - Лазурит Сдан
Проект 1840 ПБЛ 1980 г. 300 СПМБМ "Малахит" Сдан
Береговые
ГРК-30 1971 г. 300 40 НИИ ВМФ Сдан
ГРК-50 1987 г. 500 СПМБМ "Малахит" Сдан
ГКК-ДП-300 1975 г. 300 СКБ ОТ Института океанологии АН СССР Сдан


Общими отрицательными чертами отечественных ГВК по сравнению с зарубежными аналогами являлись большие массы (в 1,5-2 раза больше в сравнении с зарубежными образцами) и габариты пультов управления, арматуры и приборов, существенно меньшая точность поддержания заданных параметров дыхательной газовой среды, нерешенность вопросов создания единой кабель-шланговой связки водолазного колокола, лебедок для кабель-шлангов с регулируемым усилием, отсутствие системы возврата и очистки гелия, отсутствие самоходного гипербарического спасательного катера и целый ряд других проблем.

Из таблицы видно, что все ГВК за двумя исключениями проектировались Западным проектно-конструкторским бюро (с 1998 года объединенным с ЦМКБ "Алмаз") и СПМБМ "Малахит". Создавались они в 1980-е годы, то есть более 30 лет назад. С тех пор к вопросу создания ГВК отечественная промышленность не возвращалась. Это автоматически повлекло за собой потерю конструкторской школы, так как за эти годы сменилось едва ли не два поколения конструкторов, а также потерю наработок по элементной базе, безнадежно устаревшей вследствие общего технического прогресса и не отвечающей современным требованиям.

Так что говорить о существовании в России научно-технического и промышленного потенциала, способного сегодня в разумные сроки и за разумные средства создать отечественный ГВК, увы, не приходится. Мы можем, бесспорно, катать и варить практически любые прочные корпуса барокамер, но их насыщение – иллюминаторы, люки, вводы и другие составляющие глубоководного водолазного комплекса (системы жизнеобеспечения, контрольно-измерительные приборы и аппаратура газового анализа; системы пожаротушения, кабель-шланговые лебедки водолазные колокола и водолазное снаряжение) – до сих пор является нерешенной проблемой.

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что мы не потеряли за последние 30 лет потенциал в части создания ГВК – мы его просто не имели. На мой взгляд, не имеем реального потенциала и сейчас...

У водолазов тоже есть комплексы

Проанализировав общее состояние научно-технического потенциала страны в области глубоководной водолазной техники, вернемся к ГВК "Игоря Белоусова".


Барокамеры ГВК-450. arms-expo.ru
Что же представляет собой этот глубоководный водолазный комплекс? Установленные стационарно на борту судна и соединенные между собой четыре жилые барокамеры, в которых под давлением 45 атмосфер (соответствующим глубине 450 м) живут 12 водолазов-глубоководников. Во время работы они в герметично стыкующемся с судовыми барокамерами водолазном колоколе спускаются на находящийся под водой на глубине до 450 м объект, в течение нескольких часов работают на объекте, затем возвращаются в колокол и под тем же давлением, под которым они работали на объекте, поднимаются на поверхность. На поверхности колокол стыкуют с судовыми барокамерами, водолазы переходят в жилые отсеки барокамер и, не проходя декомпрессии, отдыхают до следующего спуска, а их место в водолазном колоколе занимает другая смена, а затем следующая, обеспечивая практически постоянную работу на объекте. И так в течение двух-трех недель или до завершения работы. Декомпрессию водолазы проходят один раз по завершении работы или допустимого времени пребывания под давлением.

Во время пребывания людей в барокамерах давление дыхательной смеси, ее состав, температуру и влажность поддерживают специальные системы жизнеобеспечения. Управление всеми агрегатами комплекса производится с центрального и вспомогательных пультов управления ГВК. Запас компонентов дыхательной смеси содержится в баллонах высокого давления, отработанная гелиокислородная дыхательная смесь собирается, очищается и вновь закачивается в баллоны для ее повторного использования.

Почему импортный ГВК дешевле отечественного

В прессе и в интернете ставится ряд вопросов в связи с этим проектом. Разберем их "поштучно".

Первое техническое задание на ГВК составлено ВМФ России в 2005 году. Проектирование комплекса было поручено нижегородскому ЦКБ "Лазурит", практически не имевшему опыта проектирования ГВК. Уже через несколько лет, осознав, что задача создания ГВК в предусмотренные сроки слишком сложна не только для самого "Лазурита", но и для отечественной промышленности в целом, заказчиком было принято решение привлечь к работам специализированную инофирму. В 2009 году руководство "Лазурита" по согласованию с заказчиком выбрало в качестве партнера итальянскую фирму Drass Gаleazzi, практически похоронив тем самым саму идею создания полностью отечественного глубоководного водолазного комплекса.

Однако и это не спасло положения, и в 2012 году ВМФ разорвал контракт с "Лазуритом" и выбрал в качестве нового поставщика ГВК компанию "Тетис Про".

Почти сразу после этого решения в прессе и в интернете начал активно обсуждаться ряд связанных с контрактом вопросов. Основным критиком принятого решения было отстраненное от выполнения контракта ЦКБ "Лазурит".

Поднятые "Лазуритом" вопросы (в числе прочих была и жесткая критика принятого ВМФ решения) сводились к следующему: поставляемый комплекс – не серийное изделие (это было одно из требований контракта), сроки и стоимость поставки, указанные в контракте, нереальны и будут сорваны, фирма "Тетис Про" в контракте играет чисто посредническую роль, и закупка ГВК по импорту уничтожает сделанный за последние годы отечественными предприятиями большой задел в этой области и ставит крест на перспективах развития отечественного глубоководного водолазного дела.

Во-первых, надо сразу сказать, что понятие серийности для глубоководных водолазных комплексов не однозначно. Каждый ГВК – штучное изделие, сделанное по индивидуальному заказу, отличающееся возможностью размещения водолазов под давлением, рабочей глубиной, размерами и расположением барокамер и пр. Редко, когда один заказчик закупал два-три одинаковых комплекса для установки на свои суда одного проекта. Совершенно другое дело – база элементов, из которых ГВК собран: иллюминаторы, люки, газовые и электровводы, трубопроводная арматура, светильники, вентиляторы, аппаратура газового анализа, контрольно-измерительная аппаратура, кабели, шланги и пр. Серийной является именно элементная база, которую можно выбирать из каталогов, закупать у поставщика и ставить на свое изделие, исходя из его параметров и назначения. Более того, почти по всем комплектующим изделиям существуют так называемые нормальные ряды, рассчитанные на различные рабочие давления, производительности и иные рабочие параметры. Именно серийная элементная база делает ненужным проведение новых дорогостоящих и длительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в уже освоенном диапазоне глубин (а сегодня это глубины до 450-500 м). А отсутствие необходимости в НИОКР резко снижает и стоимость изделия, так как всегда серийное изделие дешевле головного с отнесением на него стоимости предшествовавшего НИОКР. И это объясняет второй спорный вопрос – почему импортный ГВК стоит дешевле отечественного: на импортный ГВК идут серийные комплектующие изделия, на отечественном ГВК сегодня разработка каждого узла требует НИОКР.

Давление атмосфер и дилетантов

Хотя коммерческая составляющая меня интересует в малой степени (как историк водолазного дела я больше озабочен технической стороной проекта), мое мнение касательно возможного срыва сроков поставки и ценовых условий следующее: есть контракт, есть контрактные сроки поставки и цена, есть неустойка при срыве сроков. Если новый поставщик не уложится в цену – это только его проблемы. О чем еще говорить? За все последствия ответит поставщик, а уж никак не "сочувствующие".


Спускаемый аппарат ГВК-450. Пресс-служба ОАО "Тетис Про"
В данном случае смешно говорить о посредниках – ведь закупается не банка с солеными огурцами и не десяток-другой баллонов. Самый близкий аналог закупаемому комплексу – небольшой химический завод, в состав которого входят и сосуды, работающие под давлением в 50 атмосфер, баллоны высокого – до 400 атмосфер – давления, компрессоры, холодильные машины, газовые системы высокого давления, системы очистки дыхательной среды и контроля за ее составом, грузоподъемные устройства. Все это весит сотни тонн, имеет объем тысячи кубометров. В добавление к поставке ГВК в контракте прописан и шеф-монтаж оборудования на борту судна. Одно лишь только управление этим контрактом требует от коллектива инженеров, экономистов и управленцев высокого профессионализма. О каком посредничестве идет речь – это работа высококвалифицированная, огромная, нелегкая и весьма ответственная: ведь за всеми этими десятками тонн "железа", километрами трубопроводов и кабелей, сотнями машин и агрегатов стоят не только деньги, но и жизни людей, которые будут работать с этой техникой.

В связи с этим утверждение о том, что "сделать требуемый ГВК очень легко – надо всего лишь объединить серийный декомпрессионный и серийный водолазный ГВК, модернизировать их, добавить систему приготовления дыхательной газовой смеси [ДГС] и адаптировать к судну и к его системам управления, а для этого нужен всего-лишь "посредник-переводчик", которое иногда выдвигается в спорах вокруг ГВК "Игоря Белоусова", вызывает удивление своим подходом. Ведь именно в перечисленных задачах и заключается проектирование изделия – объединение в один работающий комплекс десятков различных серийных или специально разработанных систем, устройств, приборов и агрегатов.

Другой расхожий тезис, который зачастую выдвигается в спорах специалистов вокруг ГВК, играет на патриотических чувствах: "Покупка импортного ГВК закрывает дорогу развитию строительства отечественного ГВК". Но ведь купили же мы в свое время Fiat-124, и эта закупка не только перевела автопром России на более высокий уровень, но и дала возможность нашей продукции выйти на зарубежный рынок. Поставка импортного ГВК позволит отечественной промышленности не изобретать велосипед, а сделать шаг вперед, оттолкнувшись от современного уровня водолазной техники.

Утверждение, что за рубежом все ГВК имеют рабочую глубину 300 м – неправда. На сегодняшний день на борту ряда судов обеспечения подводно-технических работ западных компаний-операторов стоят глубоководные водолазные комплексы с рабочими глубинами 400 м (Seven Havila: рабочая глубина 400 м, 2 водолазных колокола, барокамеры на 24 водолаза) и 450 м (Acergy Osprey: рабочая глубина 450 м, 2 водолазных колокола, барокамеры на 18 водолазов).

Игроки рынка

А теперь, разобравшись с конкретными вопросами, поговорим о месте и роли российских компаний в деле создания водолазных комплексов, в том числе глубоководных.

Начну с "Лазурита" – компании, имеющей 60-летнюю историю работы в области кораблестроения. Что есть у "Лазурита" в послужном списке по водолазной тематике вообще? ГВК спасательной подводной лодки проекта 940 "Ленок"? Но ведь не секрет, что до уровня технического проекта этот комплекс сделали специалисты ВМФ – они живы до сих пор и дай им бог здоровья. А конструкторы "Лазурита" лишь выпустили рабочую конструкторскую документацию (РКД) по готовым техническим решениям. Разве это тот опыт, на который можно опираться? И было это более 30 лет назад – что осталось на предприятии от того опыта и от того коллектива?

Да, "Лазурит" создал спасательные обитаемые подводные аппараты проектов 1855 и 18270 и другие, но ведь к водолазному и глубоководному оборудованию они никакого отношения не имеют – это совершенно другая техника, построенная по иным правилам. Это совершенно другая элементная база, не имеющая ничего общего с обитаемыми гипербарическими комплексами, в отсеках которых люди находятся под давлением 50 атмосфер в смеси гелия с долями процента кислорода.

Так где же в последние годы "Лазурит" на рынке водолазного оборудования? Спрос на барокамеры и судовые водолазные комплексы в стране существует – если "Лазурит" такой опытный, то почему не было от него предложений на поставку? Почему предложений "Лазурита" нет на рынке водолазных барокамер, почему "Лазурит" не участвует ни в одном конкурсе на поставку судовых водолазных комплексов малых и средних глубин, например, для Госморспасслужбы, которая закупает их для своих серийных спасательных судов? Почему за эти контракты коммерческие фирмы дерутся, выигрывают и выполняют их в предусмотренные сроки и за предусмотренные суммы, а "Лазурит" позволяет себе проходить мимо этих заказов?

И как быть с контрактом на поставку малогабаритных одноместных подводных аппаратов, подписанным недавно ВМФ с одной из коммерческих фирм? Здесь-то у "Лазурита" не должно было быть проблем – ведь он и специализировался именно на малогабаритных обитаемых подводных аппаратах и вполне справедливо гордится созданными им аппаратами проектов 1855, 18270, 18271. Так почему же "Лазурит" не участвовал в этом конкурсе?

Хотелось бы сказать, что с потерей заказа на ГВК для "Игоря Белоусова" жизнь для "Лазурита" не кончается. Бюро по прежнему имеет контракты на модернизацию созданных ими в 80-90 х годах подводных аппаратов серий "Приз" и "Бестер", а также на разработку нового аппарата проекта 18271 для "Белоусова". Уверен, что при грамотной оценке потребностей ВМФ "Лазурит" найдет, что еще предложить.

Я не питаю иллюзий и относительно компании "Тетис Про" – жизнь сталкивала с ними в течении 15 лет. За несколько лет из развалившегося "совкового" до мозга костей почтового ящика эпохи развитого социализма – КБ "Кислородной дыхательной аппаратуры" в г. Орехово-Зуево, вошедшего в 90-е годы в группу компаний "Тетис", руководство фирмы сумело создать современное предприятие – ОАО "КАМПО", выпускающее серийно водолазную технику.

Несколько лет назад "Тетис Про" ввел в эксплуатацию производственный корпус под Москвой с офисными, конструкторскими помещениями, с опытно-экспериментальным производством, испытательным бассейном глубиной 9 м, учебным классом для подготовки и сертификации персонала заказчика, сборочно-испытательным цехом, с огромными современными складами и базой комплектации. И все это – без единой копейки из государственного бюджета, только за счет своей работы.

Образно говоря, прибыль полученная от исполнения госконтрактов не проедается, а вкладывается в развитие компании. Как я уже говорил выше, "Тетису" явно недостает классической советской конструкторской "школы" со всеми ее атрибутами, а его собственная производственная база могла бы быть помощнее.

То же самое в значительной степени можно сказать и про "Дайвтехносервис", уже 20 лет работающей на рынке водолазного оборудования и поставляющей отечественную продукцию не только для водолазных подразделений и служб России, но и для зарубежных заказчиков (от Швеции, Франции, Германии до Вьетнама). Там также налицо прогресс и развитие конструкторской и производственной базы, явно заметны инвестиции руководства компании в собственное развитие. У "Дайвтехносервиса" определилось собственное лицо, собственное место на рынке водолазной – и вообще подводной – техники, у него есть свой круг заказчиков, которые доверяют фирме и неоднократно обращаются к ее услугам. И проблемы, на мой взгляд, у "Дайвтехносервиса" те же самые, что и у "Тетиса-Про", хотя и в несколько большей степени – значительный упор на коммерцию, недостаток собственных конструкторских и производственных мощностей. Но налицо самое главное – постоянный прогресс во всех сферах деятельности, рост доли собственного производства и разработок.

Иногда "Тетису Про", как и другим коммерческим фирмам, ставят в упрек то, что они берут на работу отставных военных, используя их по прямой специальности – но это не недостаток – это достоинство фирмы. Мало того, что эти компании приобретают поистине золотой фонд работников – грамотных, дисциплинированных, ответственных, имеющих практический опыт, они делают большое социально значимое дело, трудоустраивая вышедших в отставку и вынужденных ломать весь свой уклад жизни людей с минимальными потерями для них – используя накопленный отставниками производственный и жизненный опыт и снимая иногда очень болезненную для них проблему адаптации в гражданском мире.

Любая фирма во всем мире при возможности берет подобных людей на работу и, как правило, не жалеет об этом. Вообще инвестиции в людей наиболее эффективны, ведь любая компания – это прежде всего люди, а лишь потом здания и оборудование.

В заключении хотелось бы сказать, что только сам факт того, что у нас в стране через несколько лет появится современное судно, способное обеспечить водолазные работы на глубинах 450 – 500 метров, позволяет надеяться, что не все для водолазного дела России потеряно, и что мы вернем себе место в этом мире, которое наши предки достойно занимали в конце XIX века трудами офицеров Кронштадтской водолазной школы, в середине ХХ века – усилиями Аварийно-спасательной службы ВМФ и отечественной науки и промышленности.

Глубоководному водолазному делу России – БЫТЬ!

Примечание

1 – Боровиков Павел Андреевич 1939 года рождения, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, начальник отдела техники и технологии подводной добычи нефти и газа ДОАО "ЦКБН" ОАО Газпром.

Один из технических руководителей программы глубоководных водолазных погружений Института океанологии им. П.П. Ширшова АН СССР в конце 1960-1970-х годах. Принимал непосредственное участие в разработке, строительстве и испытаниях подводной лаборатории "Черномор", глубоководного берегового гипербарического комплекса ГКК-ДП-300 с рабочей глубиной 300 м, в создании судового глубоководного водолазного комплекса на НИС "Института океанологии АН СССР".

С 1982 по 1989 год – заместитель директора ВНИПИ "Морнефтегаз" по научной работе, курировал создание и внедрение в практику работ предприятий Министерства газовой промышленности глубоководных водолазных комплексов.

С 1990 года и по настоящее время занимается вопросами создания и внедрения в практику подводно-технических работ современной водолазной, в том числе глубоководной техники.

По роду своей деятельности хорошо знаком как с технической, так и с организационной сторонами проблемы создания и внедрения в практику работ глубоководных водолазных комплексов, поддерживает тесные личные контакты со специалистами ведущих зарубежных фирм, производящих глубоководное водолазное оборудование и фирм, выполняющих подводные работы на морских нефтегазопромыслах, был на производственных и испытательных базах этих фирм. Хорошо знаком с современным состоянием проблемы как у нас в стране, так и за рубежом.

Увлечение – изучение истории водолазного дела, музейная деятельность.

Автор более 50 научных статей по теме ГВК. Автор книг:

– "Человек живет под водой", П. А. Боровиков, В. П. Бровко. 1968, 1975 гг.
– "Лаборатория на морском дне", П.А. Боровиков. 1977г.
– "Подводная техника морских нефтепромыслов", П. А. Боровиков, В. Н. Самарский. 1980
– "Водолазное дело России", П.А. Боровиков. 2005 г.
– "Иллюстрированная история водолазного дела России России. Illustrated History of Russian Diving 1829 1940г", П.А. Боровиков. 2008 г.
– "VASA Второе рождение", П.А. Боровиков. 2011 г.

Материалы по теме:

Судно-спасатель в плену у газетных мифов и рифов
В бой идут одни военпреды
Строительство "Бестера" выходит на финишную прямую
Спасательное судно "Игорь Белоусов" оснащено системой электродвижения
Длительный срок строительства СС "Игорь Белоусов" обусловлен технической сложностью проекта - Виктор Чирков
От испытаний СС "Игорь Белоусов" зависит серийное строительство спасателей океанского класса в России - главком ВМФ
Спущен новый спасатель океанского класса
Судебные тяжбы между "Адмиралтейскими верфями" и ЦКБ "Лазурит" продолжаются
Современный ГВК позволит избежать повторения трагедий, подобных гибели "Курска"
ГВК-450 для "Игорь Белоусов" запущен в производство
Спасения нет
"Тетис Про" vs "Лазурит": финальная битва
В течение месяца отстранен уже второй военпред за отказ подписать договор по ГВК
Уволен начальник приемки, курировавший строительство глубоководного водолазного комплекса
Париж-Берлин-Москва
Михаил Вайнерман: "Закупка водолазных комплексов за рубежом – некомпетентность!"
Сколько стоит спасение
Пол-Мистраля за спасатель
Адмиралтейские верфи и МО РФ подписали договор о достройке спасательного судна "Игорь Белоусов"
Судьба строящегося для ВМФ РФ спасателя "Игорь Белоусов" под угрозой
ВМФ России отказался от приобретения отечественного спасательного комплекса


Главное за неделю