Наличие военно-морских сил для любой страны является не только задачей престижа, но и реальной необходимостью. Но лишь немногие страны мира сегодня имеют научно-технический и производственный потенциал для самостоятельного проектирования и постройки военных кораблей. У Советского Союза такой потенциал был, и немалый.
В состав ВМФ СССР входили пять тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР) – "Киев", "Минск", "Новороссийск", "Баку" и "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Еще два корабля – "Варяг" и "Ульяновск" - стояли на стапелях. Судьба абсолютного их большинства сложилась незавидно.
В начале 2004 года на борту "Киева" открылся развлекательный центр. В Тяньцзине, в Китае… "Минск" также стал "лунапарком", только в Шэньчжэне (район Гонконга).
ТАВКР "Новороссийск" в январе 1996 года продан на слом за четыре с небольшим миллиона долларов южнокорейской компании "Янг Дистрибьюшн Ко" и вскоре отбуксирован в Чусан (Южная Корея).
Четвертому крейсеру – "Баку", который под конец службы в российском флоте носил имя "Адмирал флота Советского Союза Горшков", относительно повезло. Его не пустили "на иголки" и не позволили веселым китайским детям топтать его палубу. По пакетному межправительственному соглашению, подписанному в Нью-Дели в январе 2004 года, корпус крейсера был передан индийской стороне бесплатно с условием его модернизации на заводе "Севмаш" и оснащением авиагруппой российского производства. Россия, согласно этому соглашению, также должна была провести обучение индийского экипажа авианосца численностью около 1,5 тыс. человек и создать инфраструктуру базирования корабля в акватории Индийского океана. Скоро серьезно модернизированный и переоборудованный "Адмирал Горшков" под именем "Викрамадитья" (в переводе с хинди - "Сильный, как солнце") должен войти в состав ВМС Индии.
"Варяг", практически однотипный с "Кузнецовым", продан Украиной Китаю по цене металлолома. Сейчас он находится в Даляне (он же – Дальний, пригород Порт-Артура) на переоборудовании в учебный корабль для подготовки летчиков палубной авиации будущих авианосцев Поднебесной. Корабль, по словам официального представителя министерства обороны Китая старшего полковника Хуана Сюэпина, должен стать "символом силы нации и конкурентоспособности флота страны". По сообщениям СМИ, авианосец уже получил новое имя – Shi Lang - в честь китайского полководца XVII в. Переоборудование затягивается – китайцы столкнулись с немалыми проблемами, поскольку опыта создания авианосцев у них нет, но, памятуя о легендарном трудолюбии жителей Поднебесной, невольно начинаешь верить в то, что скоро у ВМС НОАК появятся собственные плавучие аэродромы.
"Ульяновску" даже не довелось коснуться корпусом воды. После прекращения финансирования 1 ноября 1991 года при 20% технической готовности он был снят со строительства. В феврале следующего года по распоряжению президента Украины Кравчука началась разделка его корпуса на стапеле на металл. А ведь он должен был стать нашим первым полноценным атомным авианосцем, оснащенным катапультами. Со строительством "Ульяновска" мы выходили на абсолютно новый уровень кораблестроения, приблизившись, наконец, по своим технологическим возможностям к Соединенным Штатам.
Одним словом, на сегодняшний день в активе русского флота остался лишь один авианесущий крейсер – "Адмирал Кузнецов". К сожалению, назвать его авианосцем в прямом смысле слова нельзя, так как в состав вооружения этого корабля включен ударный ракетный комплекс "Гранит", что привело к сокращению численности авиагруппы по сравнению с "классическими" авианосцами равного водоизмещения. Кроме того, техническое состояние "Кузнецова", несмотря на постоянные ремонты, оставляет желать лучшего. Так что вопрос его замены на новый, полноценный авианосец становится все более и более актуальным.