Для проектирования морских объектов весьма важна методика, позволяющая объединить разнообразные характеристики мореходности в один коэффициент. Значения такого коэффициента удобно использовать при сравнении вариантов рассматриваемых типов кораблей.
Одна из первых методик такой направленности было предложена автором книги
"Многокорпусные суда", изданной на русском языке в 1978 году. В качестве обобщающей характеристики вводился "коэффициент мореходности", который представлял собой вероятность выполнения наперёд заданных норм и требований данным кораблём на данной акватории.
В число требований могла как входить, так и не входить способность поддерживать скорость полного хода в любой требуемый момент. Частным случаем предложенного коэффициента являлась "среднегодовая достижимая скорость" на заданной акватории.
Одной из особенностей методики было включение в перечень рассматриваемых условий и курсового угла по отношению к волнам, поскольку в этом отношении разные типы кораблей сильно отличаются друг от друга.
Расчёты на основании предложенной методики подтвердили повышенную вероятность выполнения заданных норм мореходности кораблей с малой площадью ватерлинии по сравнению с традиционными кораблями, особенно – при размещении авиационного вооружения. На рис. 6 показана среднегодовая достижимая скорость в Северной Атлантике кораблей разных типов и разного водоизмещения. В частности, судя по данным этих расчётов, КПМВ смогут эффективно использоваться при волнении до 6 баллов включительно, т.е. быть практически "всепогодными" кораблями с авиационным вооружением.
Рис. 6. Среднегодовая относительная достижимая скорость кораблей различных типов:
1 – однокорпусные корабли с вертолётами, 2 – то же, без вертолётов, 3 – КМПВ с вертолётами.
К сожалению, методика осталась незамеченной специалистами, а потому и не получен более или менее широкий опыт её использования.
Однако в сегодняшних условиях, когда начинается реальная конкуренция типов кораблей на стадии их проектирования, представляется необходимым сравнивать их и по вероятности обеспечения заданного уровня мореходности, включая возможность поддержания скорости – т.е., в конечном счёте, вероятности обеспечения высокой эффективности корабля как боевой единицы.