Видеодневник инноваций
Баннер
Палубный кран с компенсацией качки

Новый палубный
кран не зависит
от качки

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Сбились с курса: почему текущего объема интерактивной документации "Эльбруса" недостаточно
Тема: Промышленность, Статьи

Интегрированная логистическая поддержка – собирательный термин, обозначающий способы оптимизации затрат в ходе жизненного цикла того или иного изделия. Для ее успешного обеспечения необходимо создание многоуровневой информационной инфраструктуры. Однако стремление к внедрению передовых практик сталкивается с сокращением финансирования и межведомственной несогласованностью. Во всяком случае, именно так случилось с интерактивной электронной технической документации (ИЭТР) для судна тылового обеспечения "Эльбрус".

На пути к контрактам жизненного цикла


Министерство обороны Российской Федерации и Объединенная судостроительная корпорация, анализируя мировой опыт в области управления жизненным циклом вооружений и военной техники, заинтересованы в комплексном исследовании и создании системы управления жизненным циклом (СУ ЖЦ), начиная от разработки и заканчивая утилизацией.

Судно тылового обеспечения "Эльбрус" (пр. 23120)

Как известно, расчётное время создания – проектирования и строительства – корабля или судна составляет около 10 лет. Период эксплуатации до возможных процедур по реновации составляет порядка 30 лет. Таким образом, среди этапов жизненного цикла эксплуатация, в рамках которой проводятся мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту (ТО и Р) имеют наибольшие значения – как по длительности, так и по финансовым показателям. По разным оценкам, стоимость этого этапа ЖЦ достигает от 50% до 70% стоимости создания и владения.

На начальном этапе перспективные корабли и суда разрабатываются конструкторскими бюро в различных системах автоматизированного проектирования (САПР) высшего уровня – там создаются 3D-модели будущих единиц флота, а также схемы судовых систем и их составных частей. Затем они вместе с сопутствующими технологическими данными передаются на верфи, где применяются уже в производственном процессе. Впрочем, для этого аналогичным или комплементарным программным обеспечением должны обладать уже сами судостроители.

По окончанию строительства ключевым IT-продуктом, обеспечивающим информационную и логистическую поддержку дальнейших этапов жизненного цикла, становится интерактивное электронное техничество руководство (ИЭТР). Интерфейсом оно представляет собой web-сайт определенной глубины с возможностью перехода по гиперссылкам, в своей информативной части созданного на основе ремонтной и эксплуатационной документаций.

Как и вышеупомянутые документы, ИЭТР для каждого корабля или судна уникально. Объем и содержание зависят от конструктивных особенностей, и, кроме того, от потребностей и видения заказчиком проекта.

К жизненному циклу ИЭТР относится по следующим причинам: в интерактивной документации размещена информация о различных комплектующих, правилах их корректной эксплуатации и регламенте их технического обслуживания. Но самое главное то, что программой оперирует не только экипаж, но и штат судоремонтных предприятий или сервисных центров обслуживания.
"Когда заводской технолог приступает к дефектации изделий, он запускает систему, заходит в соответствующий раздел, вбивает параметры и смотрит состояние изделия. Рекомендации вносятся в дефектовочный акт, сравниваются с фактическими данными, после чего специалисты определяют необходимые операции", – указали сотрудники отдела организации, управления и подготовки производства 51 ЦКТИС.
В самом идеальном варианте, ИЭТР уведомляет о состоянии запчастей и потребности в скорой замене их непосредственных поставщиков. Это обстоятельство диктует необходимость формирования "общего языка" для удобного взаимодействия всех контрагентов.

Документы по стандартизации интерактивных руководств для вооружений и военной техники, определяющие основные положения и требования к их разработке и носившие некогда рекомендательный характер, в 2010 году стали полноценными государственными стандартами: ГОСТ Р 55393, ГОСТ Р 54087 и ГОСТ Р 54088. А спустя семь лет, в 2017 году, они появились уже во второй – обновленной и доработанной версии.

"Унификация в области разработки и применения ИЭТР достигается за счет единой модели для описания объектов и процессов жизненного цикла изделия, стандартных форматов при информационном обмене между его участниками, а также согласованных протоколов обмена данными", – сообщили Mil.Press FlotProm в головной организации судостроительной промышленности в области стандартизации и унификации, научно-исследовательском институте "Лот".

По запросу Mil.Press FlotProm Объединенная судостроительная корпорация озвучила свою позицию по цифровой документации для кораблей и судов, которые в ближайшее время должны войти в состав флота.
"Электронный формат реализован на фрегате "Адмирал Горшков", разработано техническое задание по внедрению ИЭТР для "Эльбруса", – рассказали в пресс-службе Объединенной судостроительной корпорации. – Оно находится на стадии согласования с министерством обороны. Прежде всего, интерактивное руководство должно сократить временные затраты на эксплуатацию и ремонт, а также свести к минимуму ошибки при поиске необходимых комплектующих".

Фрегат "Адмирал Горшков"

Ранее, как выяснил Mil.Press FlotProm, электронную техническую документацию получил также личный состав плавкранов проекта 02690.

Задачи сформулированы


Установка разработать комплекты ремонтных документов и интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР) для проекта 23120 "Эльбрус" появилась летом прошлого года. Она изложена в документе "Технические требования к морскому судну тылового обеспечения проекта 23120. Дополнение №1".

Данный документ утвержден замминистра обороны Юрием Борисовым и согласован замминистра обороны Российской Федерации Д.М. Булгаковым, руководителем Департамента Минобороны России по обеспечению ГОЗ А.П. Вернигорой и заместителем Главнокомандующего ВМФ по вооружению В.И. Бурсуком.

В свою очередь, техническое задание (ТЗ) по теме "Разработка комплекта ремонтных документов, комплекта интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР) на основе эксплуатационных и ремонтных документов на морское судно тылового обеспечения проекта 23120" утверждено и подписано руководителями "Северной верфи", "Спецсудопроекта", "51 ЦКТИС" и НИИ КиВ ВМФ ВУНЦ ВМФ "ВМА", а также военными представителями.

Предполагается, что реализацией ТЗ займется "Спецсудопроект" – то есть, сами проектанты "Эльбруса". Сегодня конструкторское бюро взаимодействует уже с департаментом гособоронзаказа, а также с департаментом транспортного обеспечения, для нужд которого и строится судно. Предмет согласования – тип и количество чертежей, которые планируется перевести в ИЭТР, и, соответственно, размер финансирования на оцифровку.
"Нам обозначали, что ремонтная документация в бумаге составит 63 позиции, это уже согласовано. Что касается интерактивных чертежей, то, чтобы уложиться в смету, нам предложили сократить количество или же вообще от них отказаться", – рассказал руководитель "Спецсудопроекта" Антон Соболевский.
По словам специалистов "Спецсудопроекта", изначально запланированный объем ИЭТР для "Эльбруса" достигал более 250 позиций. Однако бюджет, выделенный департаментом транспортного обеспечения, ограничен – и на все денег не хватит. Но несмотря на это, необходимо соблюсти сформулированное техническим заданием требование самого факта создания электронного руководства в том или ином виде.

В сложившихся обстоятельствах проектанты вынуждены искать компромиссы и ориентироваться на оцифровку самых приоритетных – с их точки зрения – чертежей.
"Мы хотим сделать 11 качественных инструкций – по количеству отсеков судна. В каждом из них появится максимум информации по отсеку, корабельным помещениям и механизмам в них, об их устройстве, а также о гипотетической опасности, исходящей от тех или иных систем. Рабочее название документов – "Отсечные планшеты борьбы за живучесть", – рассказал Антон Соболевский.
1 / 2

Речь идет об ИЭТР 3 класса с иерархической структурой и интерфейсом, напоминающим веб-сайт с возможностью перехода по гиперссылкам. По логике конструкторов, экипажу необходимы руководства по борьбе за живучесть, поскольку "Эльбрус" – судно океанского класса: в дальнем походе может произойти нештатная ситуация, при которой оперативные подсказки могут оказаться как нельзя кстати.
"На каждом корабле (или судне) есть ПЭЖ (пост энергетики и живучести – ред.), куда сводится информация о работе механизмов и средств, которыми в случае чрезвычайной ситуации оперирует экипаж. Если предположить, что интерактивная документация касается сохранения остойчивости и непотопляемости, то она подскажет командиру электромеханической боевой части, какой отсек следует осушить, какой заполнить, и так далее", – прокомментировали идею специалисты отдела организации, управления и подготовки производства 51 ЦКТИС.
В качестве минимального пакета на случай совсем уже радикального урезания средств "Спецсудопроект" готов предоставить ИЭТР 2 класса.

Желаемое и действительное


Корреспондент Mil.Press FlotProm связался с экипажем "Эльбруса" и поинтересовался, в каком виде хотели бы увидеть интерактивную документацию они. И, как выяснилось, для них гораздо интереснее разговаривать о чертежах и каталогах по судоремонту.
"Это облегчит работу с ремонтными ведомостями, которые загружены в программное обеспечение, поскольку в таком случае нет необходимости перебирать вручную архивы на борту, – указал механик "Эльбруса" Михаил Мишаков. – Включаешь планшет, заходишь в раздел с конкретной судовой системой, находишь нужную деталь, копируешь ее, вставляешь в ведомость, которую впоследствии отправишь судоремонтникам. Замечательно!"
С ним полностью согласен и капитан судна, Вячеслав Губарев.
"Иной раз техника выходит из строя в походе, и интерактивная ремонтная документация помогла бы нам оперативно передавать данные о том, какие нам необходимы запчасти, еще на подходе к порту. Это ощутимо упростит жизнь личному составу. А вообще, давайте мы сперва хоть какую-нибудь документацию получим", – отметил капитан.
Между тем, в "Спецсудопроекте" сообщили, что они предлагали и это решение.
"Но потом мы решили, что надо умерить аппетиты и сделать для "Эльбруса" что-то пилотное, чтобы заказчик увидел, о чем именно идет речь, и в случае необходимости обратился к нам за дополнительным комплектом", – добавил Антон Соболевский.
Ведомость комплектации (нажмите для увеличения)

По состоянию на февраль 2017 года экипажу "Эльбруса" из-за бюджетных ограничений достаются только документы по борьбе за живучесть. Следовательно, о сокращении расходов уже после сдачи судна заказчику говорить не приходится.
"При подготовке и планировании сервисного обслуживания и ремонта экипаж судна ориентируется на данные учета технического состояния, остаточного ресурса и сроков службы материальной части. Используя ИЭТР, экипаж судна без особых затруднений определит срок и вид предстоящего ремонта, составит ведомость, сформирует необходимый объем работ и определится с нужным оборудованием. Затем эти данные согласуются с заместителем электромеханической части соединения кораблей и начальником технического управления флота. В результате обсуждения, а при наличии ИЭТР оно возможно и в режиме онлайн, формируется конечный объем работ, и соответственно, адекватная смета на их проведение", – указал специалист отдела сопровождения жизненного цикла кораблей, судов, морской техники ЗАО "Спецсудопроект" Андрей Синов.
Вот и получается, что в случае с "Эльбрусом" от курса на сквозные контракты и логистическую поддержку жизненного цикла военное ведомство отклонилось.

Инвестиции в расширенную ИЭТР с уклоном в ремонт практически наверняка окупились бы в долгосрочной перспективе. Стоит ли увеличивать бюджет ради таких задач или нет – решать только департаменту транспортного обеспечения.

Но вне зависимости от выделенных на "Эльбрус" средств, военному ведомству и ОСК желательно бы продвигаться в данном вопросе в одном фарватере. Хотя бы затем, чтобы при последующем серийном строительстве уже других проектов – а в этом случае экономическая целесообразность внедрения электронных руководств и того выше – действовать расчетливее.