На пути к контрактам жизненного цикла
Министерство обороны Российской Федерации и Объединенная судостроительная корпорация, анализируя мировой опыт в области управления жизненным циклом вооружений и военной техники, заинтересованы в комплексном исследовании и создании системы управления жизненным циклом (СУ ЖЦ), начиная от разработки и заканчивая утилизацией.
Как известно, расчётное время создания – проектирования и строительства – корабля или судна составляет около 10 лет. Период эксплуатации до возможных процедур по реновации составляет порядка 30 лет. Таким образом, среди этапов жизненного цикла эксплуатация, в рамках которой проводятся мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту (ТО и Р) имеют наибольшие значения – как по длительности, так и по финансовым показателям. По разным оценкам, стоимость этого этапа ЖЦ достигает от 50% до 70% стоимости создания и владения.
На начальном этапе перспективные корабли и суда разрабатываются конструкторскими бюро в различных системах автоматизированного проектирования (САПР) высшего уровня – там создаются 3D-модели будущих единиц флота, а также схемы судовых систем и их составных частей. Затем они вместе с сопутствующими технологическими данными передаются на верфи, где применяются уже в производственном процессе. Впрочем, для этого аналогичным или комплементарным программным обеспечением должны обладать уже сами судостроители.
По окончанию строительства ключевым IT-продуктом, обеспечивающим информационную и логистическую поддержку дальнейших этапов жизненного цикла, становится интерактивное электронное техничество руководство (ИЭТР). Интерфейсом оно представляет собой web-сайт определенной глубины с возможностью перехода по гиперссылкам, в своей информативной части созданного на основе ремонтной и эксплуатационной документаций.
Как и вышеупомянутые документы, ИЭТР для каждого корабля или судна уникально. Объем и содержание зависят от конструктивных особенностей, и, кроме того, от потребностей и видения заказчиком проекта.
К жизненному циклу ИЭТР относится по следующим причинам: в интерактивной документации размещена информация о различных комплектующих, правилах их корректной эксплуатации и регламенте их технического обслуживания. Но самое главное то, что программой оперирует не только экипаж, но и штат судоремонтных предприятий или сервисных центров обслуживания.
"Когда заводской технолог приступает к дефектации изделий, он запускает систему, заходит в соответствующий раздел, вбивает параметры и смотрит состояние изделия. Рекомендации вносятся в дефектовочный акт, сравниваются с фактическими данными, после чего специалисты определяют необходимые операции", – указали сотрудники отдела организации, управления и подготовки производства 51 ЦКТИС.В самом идеальном варианте, ИЭТР уведомляет о состоянии запчастей и потребности в скорой замене их непосредственных поставщиков. Это обстоятельство диктует необходимость формирования "общего языка" для удобного взаимодействия всех контрагентов.
Документы по стандартизации интерактивных руководств для вооружений и военной техники, определяющие основные положения и требования к их разработке и носившие некогда рекомендательный характер, в 2010 году стали полноценными государственными стандартами: ГОСТ Р 55393, ГОСТ Р 54087 и ГОСТ Р 54088. А спустя семь лет, в 2017 году, они появились уже во второй – обновленной и доработанной версии.
"Унификация в области разработки и применения ИЭТР достигается за счет единой модели для описания объектов и процессов жизненного цикла изделия, стандартных форматов при информационном обмене между его участниками, а также согласованных протоколов обмена данными", – сообщили Mil.Press FlotProm в головной организации судостроительной промышленности в области стандартизации и унификации, научно-исследовательском институте "Лот".
По запросу Mil.Press FlotProm Объединенная судостроительная корпорация озвучила свою позицию по цифровой документации для кораблей и судов, которые в ближайшее время должны войти в состав флота.
"Электронный формат реализован на фрегате "Адмирал Горшков", разработано техническое задание по внедрению ИЭТР для "Эльбруса", – рассказали в пресс-службе Объединенной судостроительной корпорации. – Оно находится на стадии согласования с министерством обороны. Прежде всего, интерактивное руководство должно сократить временные затраты на эксплуатацию и ремонт, а также свести к минимуму ошибки при поиске необходимых комплектующих".
Ранее, как выяснил Mil.Press FlotProm, электронную техническую документацию получил также личный состав плавкранов проекта 02690.
Задачи сформулированы
Установка разработать комплекты ремонтных документов и интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР) для проекта 23120 "Эльбрус" появилась летом прошлого года. Она изложена в документе "Технические требования к морскому судну тылового обеспечения проекта 23120. Дополнение №1".
Данный документ утвержден замминистра обороны Юрием Борисовым и согласован замминистра обороны Российской Федерации Д.М. Булгаковым, руководителем Департамента Минобороны России по обеспечению ГОЗ А.П. Вернигорой и заместителем Главнокомандующего ВМФ по вооружению В.И. Бурсуком.
В свою очередь, техническое задание (ТЗ) по теме "Разработка комплекта ремонтных документов, комплекта интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР) на основе эксплуатационных и ремонтных документов на морское судно тылового обеспечения проекта 23120" утверждено и подписано руководителями "Северной верфи", "Спецсудопроекта", "51 ЦКТИС" и НИИ КиВ ВМФ ВУНЦ ВМФ "ВМА", а также военными представителями.
Предполагается, что реализацией ТЗ займется "Спецсудопроект" – то есть, сами проектанты "Эльбруса". Сегодня конструкторское бюро взаимодействует уже с департаментом гособоронзаказа, а также с департаментом транспортного обеспечения, для нужд которого и строится судно. Предмет согласования – тип и количество чертежей, которые планируется перевести в ИЭТР, и, соответственно, размер финансирования на оцифровку.
"Нам обозначали, что ремонтная документация в бумаге составит 63 позиции, это уже согласовано. Что касается интерактивных чертежей, то, чтобы уложиться в смету, нам предложили сократить количество или же вообще от них отказаться", – рассказал руководитель "Спецсудопроекта" Антон Соболевский.По словам специалистов "Спецсудопроекта", изначально запланированный объем ИЭТР для "Эльбруса" достигал более 250 позиций. Однако бюджет, выделенный департаментом транспортного обеспечения, ограничен – и на все денег не хватит. Но несмотря на это, необходимо соблюсти сформулированное техническим заданием требование самого факта создания электронного руководства в том или ином виде.
В сложившихся обстоятельствах проектанты вынуждены искать компромиссы и ориентироваться на оцифровку самых приоритетных – с их точки зрения – чертежей.
"Мы хотим сделать 11 качественных инструкций – по количеству отсеков судна. В каждом из них появится максимум информации по отсеку, корабельным помещениям и механизмам в них, об их устройстве, а также о гипотетической опасности, исходящей от тех или иных систем. Рабочее название документов – "Отсечные планшеты борьбы за живучесть", – рассказал Антон Соболевский.
Речь идет об ИЭТР 3 класса с иерархической структурой и интерфейсом, напоминающим веб-сайт с возможностью перехода по гиперссылкам. По логике конструкторов, экипажу необходимы руководства по борьбе за живучесть, поскольку "Эльбрус" – судно океанского класса: в дальнем походе может произойти нештатная ситуация, при которой оперативные подсказки могут оказаться как нельзя кстати.
"На каждом корабле (или судне) есть ПЭЖ (пост энергетики и живучести – ред.), куда сводится информация о работе механизмов и средств, которыми в случае чрезвычайной ситуации оперирует экипаж. Если предположить, что интерактивная документация касается сохранения остойчивости и непотопляемости, то она подскажет командиру электромеханической боевой части, какой отсек следует осушить, какой заполнить, и так далее", – прокомментировали идею специалисты отдела организации, управления и подготовки производства 51 ЦКТИС.В качестве минимального пакета на случай совсем уже радикального урезания средств "Спецсудопроект" готов предоставить ИЭТР 2 класса.
Желаемое и действительное
Корреспондент Mil.Press FlotProm связался с экипажем "Эльбруса" и поинтересовался, в каком виде хотели бы увидеть интерактивную документацию они. И, как выяснилось, для них гораздо интереснее разговаривать о чертежах и каталогах по судоремонту.
"Это облегчит работу с ремонтными ведомостями, которые загружены в программное обеспечение, поскольку в таком случае нет необходимости перебирать вручную архивы на борту, – указал механик "Эльбруса" Михаил Мишаков. – Включаешь планшет, заходишь в раздел с конкретной судовой системой, находишь нужную деталь, копируешь ее, вставляешь в ведомость, которую впоследствии отправишь судоремонтникам. Замечательно!"С ним полностью согласен и капитан судна, Вячеслав Губарев.
"Иной раз техника выходит из строя в походе, и интерактивная ремонтная документация помогла бы нам оперативно передавать данные о том, какие нам необходимы запчасти, еще на подходе к порту. Это ощутимо упростит жизнь личному составу. А вообще, давайте мы сперва хоть какую-нибудь документацию получим", – отметил капитан.Между тем, в "Спецсудопроекте" сообщили, что они предлагали и это решение.
"Но потом мы решили, что надо умерить аппетиты и сделать для "Эльбруса" что-то пилотное, чтобы заказчик увидел, о чем именно идет речь, и в случае необходимости обратился к нам за дополнительным комплектом", – добавил Антон Соболевский.
По состоянию на февраль 2017 года экипажу "Эльбруса" из-за бюджетных ограничений достаются только документы по борьбе за живучесть. Следовательно, о сокращении расходов уже после сдачи судна заказчику говорить не приходится.
"При подготовке и планировании сервисного обслуживания и ремонта экипаж судна ориентируется на данные учета технического состояния, остаточного ресурса и сроков службы материальной части. Используя ИЭТР, экипаж судна без особых затруднений определит срок и вид предстоящего ремонта, составит ведомость, сформирует необходимый объем работ и определится с нужным оборудованием. Затем эти данные согласуются с заместителем электромеханической части соединения кораблей и начальником технического управления флота. В результате обсуждения, а при наличии ИЭТР оно возможно и в режиме онлайн, формируется конечный объем работ, и соответственно, адекватная смета на их проведение", – указал специалист отдела сопровождения жизненного цикла кораблей, судов, морской техники ЗАО "Спецсудопроект" Андрей Синов.Вот и получается, что в случае с "Эльбрусом" от курса на сквозные контракты и логистическую поддержку жизненного цикла военное ведомство отклонилось.
Инвестиции в расширенную ИЭТР с уклоном в ремонт практически наверняка окупились бы в долгосрочной перспективе. Стоит ли увеличивать бюджет ради таких задач или нет – решать только департаменту транспортного обеспечения.
Но вне зависимости от выделенных на "Эльбрус" средств, военному ведомству и ОСК желательно бы продвигаться в данном вопросе в одном фарватере. Хотя бы затем, чтобы при последующем серийном строительстве уже других проектов – а в этом случае экономическая целесообразность внедрения электронных руководств и того выше – действовать расчетливее.