Следующей темой обсуждения стало сравнение композитных материалов и алюминия для производства корпусов скоростных лодок. "Композиты по сравнению с алюминиевыми сплавами почти в 3 раза легче при той же конструктивной прочности. Это влияет, прежде всего, на расход топлива. В составе ламинатов мы применяем многослойный набор из стеклотканного холста и стекломата (полотно из рубленых стекловолокон - ред.). Многие производители для удешевления производства применяют только стекломат – но это приводит к существенному сокращению срока службы изделия. Мы себе такого подхода позволить не можем. Кроме того, по килю, где нагрузки наибольшие, конструкция дополнительно усиливается перекрестной укладкой полотен, что приводит к усилению корпуса по гидролыже. Обычно, при строительстве стеклопластиковых катеров, используется метод контактного формования, мы же используем метод вакуумной инфузии, что позволяет уменьшить расход смолы на 30% и пропорционально снизить вес изделия, при этом, сохранив его прочность", - сообщил технолог-конструктор Дмитрий Бабин.
Для сравнения корпусных материалов на сопротивляемость ударным нагрузкам использовался 4-мм стеклопластиковый лист, отформованный методом вакуумной инфузии, и сравнимый по объему 3-мм алюминиевый. В результате проведенных испытаний на композитном материале был поврежден внешний, декоративный слой, при этом деформации самого образца не произошло, алюминиевый же образец получил глубокие вмятины и деформировался.
Справка FlotProm
Компания "Скоростные катера Мобиле Групп" специализируется на создании вспомогательного флота для государственных заказчиков. Основной продукцией компании являются лодки класса RIB (Rigid Inflatable Boat – жесткая надувная лодка - ред.) как с надувными бортами, так и бортами из вспененного материала. В этом случае борт катера изготавливается из специального полиэтилена с физически закрытыми ячейками, каждая из которых является замкнутой порой. Таким образом, при повреждениях баллона дальше места повреждения вода попасть не может. При более серьезных повреждениях испорченный участок просто вырезается и заменяется на новый. Такое решение является более безопасным, нежели использование надувных баллонов, при необходимости частой швартовки к необорудованному причалу или высадке на каменистое побережье. Для широкого потребителя поставляются жесткобортные катера и RIB малого класса.
Надувные баллоны компания изготавливает из двух видов материалов: ПВХ-ткани и хайпалона. Последний используется для строительства катеров, эксплуатировать которые планируется в жарких странах. Такой материал был выбран, в частности, ВМС Алжира для оснащения разъездных катеров на боевых кораблях.