По количеству событий в судостроительном секторе отечественной экономики 2012 год был, безусловно, насыщенным и даже эпохальным. Озвучено много намерений, спущено на воду и заложено немалое количество кораблей и судов. Тем не менее, предыдущие планы до конца не реализованы, а ряд важнейших для судпрома заказов в который раз переходит на следующий 2013 год.
С точки зрения редакции ФлотПром – Морской ВПК, основные события и факты уходящего года расположились следующим образом.
1. Перенос срока сдачи авианосца "Викрамадитья"
Наибольшее внимание у наблюдателей и экспертов вызвали испытания отремонтированного и переоборудованного на "Севмаше" для ВМС Индии легкого авианосца "Викрамадитья".
Авианосец "Викрамадитья". Пресс-служба ОАО "ПО "Севмаш"
Несмотря на то, что выход корабля с акватории завода на ходовые испытания на несколько дней позже объявленной даты не вызвал скептицизма, дальнейший ход событий подтвердил если не самые, то достаточно пессимистичные прогнозы относительно успешного завершения контракта.
По итогам ходовых испытаний выявлены серьезные проблемы с котлотурбинной энергетической установкой корабля, устранение которых потребует значительного времени и усилий. Теперь срок передачи авианосца заказчику перенесен почти на год, что вызвало у индийской стороны обоснованные претензии, однако дело до выставления штрафных санкций не дошло.
По последним заявлениям ответственных лиц, срок передачи авианосца Индии – ноябрь следующего года.
2. Подводное кораблестроение
Не менее важным и приоритетным для отечественного судпрома в лице Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и ведущего предприятия корпорации – "Севмаша" был гособоронзаказ по стратегическим и многоцелевым атомным подводным лодкам (АПЛ): "Бореям" и "Ясеням".
АПЛ "Северодвинск" типа "Ясень". Пресс-служба ОАО "ПО "Севмаш"
Испытания головного "Борея", устранение замечаний, а также строительство серии – все это идет ударными темпами, но на выходе – пока ничего. Главное оружие стратегических лодок – комплекс "Булава" – на вооружение пока не принят. Таким образом, сдача ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) начнется не ранее следующего года. Именно эти подводные лодки будут составлять костяк морских стратегических ядерных сил сдерживания, но пока масса технических проблем и недоработок сдерживают ввод лодок в состав флота, хотя трудности с заключением контрактов и финансированием преодолены.
Следующий РПКСН – головная лодка усовершенствованного проекта 955А "Князь Владимир" – закладывался при участии главы государства, что свидетельствует о насущной необходимости обновления морской компоненты ядерных стратегических сил России и повышенном внимании к этому вопросу со стороны руководства страны.
По головному "Ясеню" – атомному подводному ракетному крейсеру (АПРКР) "Северодвинск" – те же проблемы. Хотя в этом году корабль провел в море несколько месяцев и прошел тысячи миль, впервые достаточно успешно выполнил стрельбы крылатыми ракетами и по надводной цели и по берегу, ВМФ не спешит принимать лодку: слишком много сбоев и замечаний по технике. Даже если в оставшиеся до Нового года дни все-таки будет подписан приемный акт, то реальной боеготовности головной "Ясень" достигнет нескоро, и уйти на это может не один год.
Кстати, обращает на себя внимание отсутствие закладки третьего корпуса "Ясеня", хотя в гособоронзаказе он был запланирован на 2012 год.
Пока движется по плану ход строительства серии из шести заказанных дизель-электрических лодок усовершенствованного проекта 06363 для Черноморского флота. На "Адмиралтейских верфях" заложены три первые лодки: "Новороссийск", "Ростов-на-Дону" и "Старый Оскол", головная намечена к сдаче в 2014 году.
По заказу Главного управления глубоководных исследований перезаложена по проекту 09852 в качестве специальной (носитель спасательных глубоководных и автономных необитаемых подводных аппаратов) АПЛ "Белгород" – в оригинале подводный крейсер проекта 949А закладки 1992 года.
3. Французский заказ
Сообщения о строительстве "Мистралей" – этих "инновационных" как для ВМФ, так и для российской промышленности французских кораблей проецирования силы, а в отечественной классификации – десантно-высадочных кораблей-доков (ДВКД) – вызывают меньший интерес, чем ранее.
Практически все смирились, что пара, построенная французами, неизбежно войдет в состав флота в определенные контрактом сроки. Основная интрига – строительство второй пары ДВКД на отечественных верфях. Тут есть противоположные сообщения и о том, что МО РФ отказалось или вот-вот откажется от них, до опровержения самого отказа со стороны строителя – ОСК. Добавляют масло в огонь и странноватые заявления некоторых лиц обновленного руководства Минобороны, касающиеся базирования этих кораблей, концепция применения которых в отечественном флоте и так непонятна – мол, сначала получим корабли от французов, а потом посмотрим, где их базировать!
"Бледную тень" "Мистралей", многострадальный большой десантный корабль (БДК) "Иван Грен", в этом году спустили на воду. До сих пор военные окончательно не определились с этим заказом, все опять уходит на 2013 год.
С отставанием по срокам сдачи продолжается строительство серии десантных катеров – "Дюгоней" и "Серн". Если вторые катера (проект 11770, Судостроительный завод "Волга") строятся почти без сбоев, то с "Дюгонями" из-за конструктивных недостатков возникают проблемы одна за другой. Так, строящийся во Владивостоке "Дюгонь" уже трижды переделывался по требованиям прочности, аналогичные проблемы наблюдаются и в Ярославле.
4. Крупные боевые надводные корабли
Со строительством и вводом в строй флота крупных боевых надводных кораблей (БНК) ситуация выглядит менее радостной. Работа идет, заводы строят корветы и фрегаты, но ни один БНК 1-го и 2-го ранга нового поколения в этом году не передан флоту. Северная верфь очень старалась, но корвет "Бойкий" программы испытаний не завершил, в том числе и из-за срыва поставки 100-мм артустановки "Универсал".
Строительство фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" проекта 22350. worldoftanks.ru
Окончание испытаний и подписание приемного акта вновь переходят на следующий год – в лучшем случае на весну. Следующий за "Бойким" заказ – "Стойкий" – входит в план 2013 года.
"Сообразительный" тоже находится на Северной верфи – его ремонтируют после пожара, возникшего перед началом международных учений. Причины, как всегда, комплексные: и неудовлетворительная организация службы на новейшем корабле (принят в состав Балтфлота осенью 2011 года), и конструктивные недоработки. До весны корвет пробудет на верфи для восстановления технической готовности.
Закладка четвертого фрегата в этом году не состоялась. На следующий год планируется закладка второго корвета проекта 20385 из второй четверки, проблемы те же: задержки в поставках комплектующего оборудования и неритмичное финансирование в текущем году.
Строительство корветов на Дальнем Востоке, можно сказать, продвинулось. Для головного заказа, "Совершенного", отгружена и доставлена на завод композитная надстройка, в апреле на Амурском судостроительном заводе заложили корвет "Громкий" – второй корпус. Есть сомнения в сроках из-за недостаточности средств, но нам не привыкать – с опозданием на год-два головной заказ выведут на испытания.
Несколько лучше обстановка на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" – там фактически по экспортному проекту 11356 заложена и строится первая тройка фрегатов для Черноморского флота. Хотя все усилия завода сосредоточены на исполнении экспортного заказа, завершающего тройку фрегатов для ВМС Индии (чтобы соблюсти сроки и не получить штраф), продвигается вперед и работа над кораблями для российского ВМФ – "Адмиралами Григоровичем", "Эссеном", "Макаровым". По оргпричинам в этом году не состоялась и перенесена на 2013 год закладка четвертого фрегата из заказанной шестерки – "Адмирала Бутакова".
Так что из всех серий трех проектов на выходе в 2012 году ничего нет.
Исключение составляет единственный фактически опытовый корабль – ракетный корабль "Дагестан" проекта 11661К, в ноябре принятый в боевой состав Каспийской флотилии. Правда, "Дагестан" все равно достоин отдельного упоминания – это первый в ВМФ РФ корабль с ракетным комплексом "Калибр-НК" с возможностью нанесения удара и по морским целям и по берегу, что придает флоту новое качество, весьма востребованное по нынешним временам.
Испытания ракетного комплекса с борта "Дагестана" прошли успешно, в последующем эти комплексы будут серийно устанавливаться на малые ракетные корабли проекта 21631 "Буян-М" типа "Град Свияжск". Четыре заказа по этому проекту строятся в Зеленом Доле, пятый – "Серпухов" – планировался к закладке в этом году, но опять-таки дата церемонии перенесена на начало следующего года и, по всей видимости, может быть объединена со спуском головного малого ракетного корабля (МРК) весной.
5. Малые БНК, катера и пограничники
В этом году завершена программа строительства малых артиллерийских кораблей (МАК) проекта 21630 "Буян". Это специфический, созданный специально под условия Каспия заказ, но вполне, по отзывам военных моряков, удачный. Последний МАК "Махачкала" принят у промышленности (ОАО "Судостроительная фирма (СФ) "Алмаз" в Санкт-Петербурге) 4 декабря.
Подъем флага ВМФ планировался до Нового года, но в ВМФ, по-видимому, оперативно сработать не успели, поэтому мероприятие перенесут на 2013 год. Кстати, "Махачкала" примет участие в МВМС-2012 в июле.
Его предшественник – МАК "Волгодонск", подняв Андреевский флаг 29 июня в Санкт-Петербурге, сразу же убыл по внутренним водным путям в Астрахань.
По плану ведется строительство "Охотников" – пограничных сторожевых кораблей (ПСКР) проекта 22460 типа "Рубин". В этом году передано Береговой охране два корабля: "Бриллиант" и "Жемчуг" (оба построены на СФ "Алмаз"). В Санкт-Петербурге в наступающем году будет продолжено строительство четвертого корпуса – "Изумруд", планируется закладка еще двух единиц. Эстафету "алмазовцев" в новом году подхватят владивостокцы – "Восточная верфь", хотя заложить головной ПСКР планировали на этот год.
В Зеленодольске по проекту "Алмаза" с весны 2012 года строится океанский ПСКР проекта 22100 "Океан" – первый отечественный OPV (offshore patrol vessel - патрульный корабль водоизмещения около 200 т), а СФ "Алмаз" 5 декабря спустили на воду второе патрульное судно ледового класса проекта 22120, срок сдачи которого – 2013 год.
Ярославский судостроительный завод буквально только что передал морским пограничникам свой последний "Светляк" – ПСКР "Усть-Лабинск".
Продолжается постройка на двух заводах серий противодиверсионных катеров проекта 21980 "Грачонок" – двух единиц на Зеленодольском судостроительном заводе и трех – на Восточной верфи.
Без сбоев строятся катера для морских пограничников: в Санкт-Петербурге на Морском заводе "Алмаз" (проект 12200 "Соболь"), на Ярославском судостроительном заводе (проект 12260 шифр "Ястреб"), на рыбинском заводе "Вымпел" (проекты 12150/12150М).
6. Вспомогательный флот
Вспомогательный флот в этом году получил одно опытовое судно (ОС) "Селигер" (флаг ВМФ поднят 25 декабря, но это своего рода специальный заказ, так как ОС построено для Главного управления глубоководных исследований - ГУГИ МО РФ), а также морской буксир МБ-12 постройки Зеленодольского судостроительного завода и пять удачных буксиров "Пелловской" постройки (три единицы проекта 90600 и два буксира проекта 16609). Есть небольшая вероятность, что во Владивостоке "Восточная верфь" передаст Тихоокеанскому флоту малое гидрографическое судно "Виктор Фалеев" проекта В11910.
Спущен в октябре на воду спасатель подводных лодок "Игорь Белоусов" проекта 21300С, чье строительство вызывает обостренный интерес в связи с глубоководным водолазным комплексом (ГВК), устанавливаемым на борту судна. Об этом ФлотПром – Морской ВПК писал не раз, мы намерены и дальше отслеживать тему замены отечественного ГВК на "серийный" импортный.
В конце года на Северной верфи заложили в присутствии главкома ВМФ головное морское судно тылового обеспечения "Эльбрус" проекта 23120 (нового типа судов вспомогательного флота для отечественного ВМФ). Заказана серия из трех единиц.
В Северодвинске на ЦС "Звездочка" адмиралом Виктором Чирковым заложено третье в серии новое спасательное буксирное судно (СБС) проекта 20183 "Звездочка". Второе судно – "Академик Ковалев" – морской транспорт вооружения проекта 20181, предназначен для транспортировки баллистической ракеты "Булава". Его корпус сформирован, в наступающем году его спустят на воду.
Совершенно непонятной остается судьба кранового судна-погрузчика ВТР-79 проекта 20360 "Дубняк" (порт приписки – Мурманск), который год "зависшего" в Ломоносове. Второй аналогичный корпус, строящийся в Навашино, флот в прежнем качестве, по всей видимости, больше не интересует. Его планируют перевести на судостроительный завод "Волга" в Нижний Новгород для достройки в ином качестве.
Успешная во всех отношениях "Пелла" под конец года спустила на воду головное судно комплексного портового обслуживания проекта 03180 (СКПО-1000) для Северного флота, остальные два спустят в 2013 году.
Ярославский завод досрочно, что в современных условиях является весьма необычным, спустил на воду морской буксир "Виктор Конецкий" проекта 745МБС (07451), в новом году он будет передан заказчику – ВМФ РФ.
Судостроительная промышленность (в основном предприятия ОСК) имеет значительные перспективы по экспортным заказам. Иногда даже складывается ощущение, что строительство на экспорт производится в ущерб заказам отечественного флота. Один из самых крупных заказов на миллиард долларов – тройка фрегатов проекта 11356 "Янтаря" – летом следующего года будет выполнен, хотя и с опозданием. Второй фрегат – "Таркаш" – 27 декабря прибывает к месту постоянного базирования в Мумбаи. Есть информация, что ведутся переговоры о заказе на отечественных верфях (предположительно в Калининграде) еще одной тройки фрегатов, уже третьей.
Фрегат "Таркаш" проекта 11356. Пресс-служба ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь"
Не отстают от калининградцев и "Адмиралтейские верфи" – более чем миллиардный контракт на шесть дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 06361 для вьетнамских ВМС, с дополнительной инфраструктурой, вооружением, программой обучения экипажей. Головная лодка "Ханой" ушла на заводские ходовые испытания на Балтику.
Центр судоремонта (ЦС) "Звездочка" передает ВМС Индии очередной модернизированный заказ – ДЭПЛ "Синдуракшак".
Пару экспортных "Светляков" с запаздыванием Вьетнаму передала осенью "Восточная верфь".
Перспективы у отечественного судпрома по экспортным заказам есть: как по новым кораблям и ПЛ (согласно сообщениям СМИ, Китай, например, заинтересовался модернизированными "Ладами") , так и по ремонту кораблей советской постройки – Алжир ремонтирует и модернизирует на Северной верфи уже третью пару своих корветов проектов 1159Т и 1234Э.
Отдельный момент, всегда вызывающий повышенное внимание – официально переданная в январе 2012 года (с задержкой по контракту на пять лет) в лизинг в ВМС Индии АПЛ проекта 971И "Нерпа", получившая у заказчика имя "Чакра". В конце года появились сообщения о том, что ряд "критических компонентов" АПЛ вышел из строя, о чем конкретно идет речь, не сообщается.
Участие ОСК во всех мировых форумах-выставках на военно-морскую тематику, где корпорация предлагает широкую линейку экспортных проектов от фрегатов до катеров и морского оружия, приносит свои плоды – переговоры с потенциальными заказчиками идут почти постоянно.
8. Ремонт
Ремонт можно смело приравнять к роду деятельности нашего судпрома. Традиционно и так недостаточные ремонтные возможности в последние годы усугубились организационной составляющей и политикой, проводимой в этом вопросе Министерством обороны.
Не вдаваясь в подробности, стоит отметить, что десятки ПЛ, кораблей и судов вспомогательного флота, нуждающихся в ремонте, не могли его получить и из-за недостатка в специалистах на предприятиях, и из-за отсутствия продуманной стратегии контрактации и оплаты выполненных работ. Все это значительно снижало боеготовность сил флота и заставляло использовать с перенапряжением наличные ресурсы.
Один, можно сказать, вопиющий пример – ремонт сгоревшего год назад в Росляково крейсера "Екатеринбург". Только в начале зимы 2012 года подписан первый контракт на дефектацию АПЛ, на работы, фактически уже выполненные специалистами "Звездочки". Главная работа по замене гидроакустической установки, кабелей и ввод в состав морских стратегических ядерных сил так необходимой АПЛ пока незаконтрактована, сроки окончания ремонта – конец 2013 года. Получается, что большую часть работ предприятие будет выполнять за свой счет в надежде на то, что МО все оплатит. Возможно, нашей промышленности не привыкать, но такой подход представляется неконструктивным.
Из остро нуждающихся в ремонте дизельных ПЛ лишь одна – Б-800 "Калуга" в этом году выходит из ремонта со "Звездочки", планово завершил ремонт крейсер К-51 "Верхотурье". Еще один заказ – транспорт "Яуза", ремонт и модернизацию которого завершает филиал ЦС "Звездочка" – Судоремонтный завод "Нерпа", тоже испытывал проблемы с финансами, недопоставками оборудования и т.д.
9. Ледоколы
Ледоколы – гражданские суда, но в свете увеличивающегося значения для России приполярных районов и Северного морского пути и возрастания напряженности в этом потенциально богатом минеральными ресурсами регионе они предназначаются для вспомогательного флота. Во времена Советского Союза все ледоколы, особенно атомные, в угрожаемый период вооружались средствами самообороны и становились фактически вспомогательными крейсерами.
Ледокол проекта 21900М. Пресс-служба ОАО "Выборгский судостроительный завод"
Не касаясь доставшихся от былых времен атомных ледоколов, посмотрим на ситуацию по перспективе этих необходимых для флота судов.
Начата программа строительства нескольких проектов ледоколов. Ситуация теоретически выглядит гораздо лучше, чем с заказами ВМФ, в том числе и из-за заказчиков – гражданских ведомств, но кто знает, что произойдет, если страну "накроет вторая волна кризиса". На Балтийском заводе (ОАО "Балтийский завод-судостроение") в октябре заложен ледокол проекта 22600 (ЛК-25), еще три единицы модернизированного проекта 21900М заложены на Выборгском судостроительном заводе на основе уже эксплуатирующихся ледоколов проекта 21900 "Москва" и "Санкт-Петербург".
В следующем году начнется постройка атомного ледокола-лидера проекта 22220 (ЛК-60) – на том же Балтзаводе, резку металла для него начали в ноябре.
Ввод в эксплуатацию нескольких новых крупных современных ледоколов весомо укрепит позиции Росии в арктическом регионе.
В декабре "Балтзавод-судостроение" заключил договор с "Росэнергоатомом" на достройку плавучей атомной электростанции "Академик Ломоносов", заложенной на Севмаше в 2007 году.
10. Инфраструктура
Информации о развитии собственно судостроительного производства в России было достаточно: ход строительства судостроительного комплекса-центра крупнотоннажного судостроения "Звезда" в Большом Камне, продвигающийся ударными темпами – в 2013 году заработает первая очередь предприятия (возведение блока корпусообрабатывающих производств и окрасочных камер), входящего в ОАО "Дальневосточный завод "Звезда". Это и менее распиаренное строительство второй очереди Ленинградского завода "Пелла" с достаточно крупными инвестициями в проект – 3 млрд рублей. После ввода в эксплуатацию новой площадки в поселке Саперный Кировского района объем производства завода вырастет в два раза – ее строительство завершат в 2014 году.
Почти не было новостей по еще одному грандиозному проекту ОСК , связанному с переносом "Адмиралтейских верфей" из центра Санкт-Петербурга в Кронштадт, где планируется построить современный судостроительный комплекс. Пока, похоже, государство еще не полностью определилось с этим проектом.
***
Подводя итог обзору ФлотПром – Морской ВПК, можно заметить общий рост производства и количества заказов как по государственной программе вооружения, так и для гражданских заказчиков. Много проблем, как отмечают представители и ОСК, у самих предприятий судостроительной отрасли возникают даже не из-за отсутствия финансовых средств, а из-за организационных причин и тяжелого положения с поставками комплектующих изделий.
Ищутся пути преодоления отставания, налаживается взаимодействие с ВМФ и Минобороны, совершенствуется оргструктура. Например, в наступившем году главный управляющий орган отечественного судпрома (почти аналог Министерства) – Объединенная судостроительная корпорация, включающая в себя около 60 ведущих конструкторских бюро, верфей и судоремонтных предприятий РФ, объединяющих более 70% отечественного судостроения, в которых трудятся более 75 тысяч человек, претерпит изменение внутренней структуры, в результате которой планируется оптимизировать управление и уменьшить бюрократическую нагрузку. В уходящем году пост президента ОСК занял опытный профессионал-судостроитель Андрей Дьячков, досконально знающий отрасль изнутри.
Состоявшийся переезд Главного штаба ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург, возможно, скажется на оперативности решения совместных вопросов между флотом и промышленностью. Назначение на пост Главнокомандующего ВМФ России адмирала Виктора Чиркова, как ожидается, тоже придаст импульс ускорению программы оснащения флота новым корабельным составом.
Бесспорно, в отечественном судостроении наметились положительные тенденции, но все же десятилетия простоя тянут назад.