Авторизация

Логин:
Пароль:



Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3629: «Северо-Западное пароходство»; товар/услуга №97492: AVEVA Marine.


Поиск


Современный ГВК позволит избежать повторения трагедий, подобных гибели "Курска"
23.08.12
Текст: ФлотПром – Морской ВПК
Фото: Пресс-служба Группы компаний "Тетис"
Группа компаний "Тетис" выполняет работы по созданию глубоководного комплекса для спасательного судна "Игорь Белоусов" с конца 2011 года. Накануне Министерство обороны прекратило выполнение части контракта по разработке ГВК-450 проекта 22020 с нижегородским ЦКБ "Лазурит" и объявило о поиске нового поставщика. Таковым и стало ОАО "Тетис Про". Однако смена поставщика не обошлась без конфликтов: многие эксперты обвиняли МО в пренебрежении к отечественному разработчику (в лице "Лазурита") в пользу иностранной компании. Об этом, а также о ходе запланированных работ корреспондент Центрального Военно-Морского Портала беседует с коммерческим директором Группы компаний "Тетис" Юрием Горевым, непосредственно отвечающим за исполнение контракта.

Коммерческий директор Группы компаний "Тетис" Юрий Горев
– Юрий Николаевич, кто выступил инициатором и предложил заменить отечественный ГВК на импортный для СС проекта 21300С "Игорь Белоусов"? Минобороны (ВМФ), промышленность (ОСК) или ОАО "Тетис Про"? Когда это произошло и что явилось основанием?

– Вас удивит наш ответ, но мы считаем, что основным инициатором такого шага являлся ЦКБ "Лазурит". И произошло это в 2009 году после согласования тогдашним замглавкома ВМФ Борисовым разрешения на использование ЦКБ "Лазурит" комплектующих итальянской фирмы Drass Galеazzi. По сути своей это разрешение открыло зеленый свет на замену большинства разрабатываемых российскими предприятиями узлов и элементов комплекса на серийно выпускаемые аналоги зарубежного производства.

Так что ГВК, "разрабатываемый" ЦКБ "Лазурит" в 2009-2011 гг., по сути своей уже не являлся российским.. Как метко заметил на эту тему один из хорошо информированных специалистов ЦКБ "Алмаз" – "..комплекс Лазурита является настолько же "отечественным", насколько комплекс от "Тетис Про" – "импортным". По высказываниям в прессе мы знаем, что доля отечественных компонентов этого ГВК была не более 20-25 %, а основная часть – итальянская.

Поэтому утверждение, что в 2011-2012 гг. произошла замена отечественного комплекса на зарубежный, является некорректным. Еще раз повторим, эта замена произошла в 2009 г. без какого-либо шума и обсуждения.

Полагаем, что глобально это решение 2009 года было правильным. Для того, чтобы аргументировать этот тезис, вернемся к истории вопроса.

Во второй половине 2008 г. руководство ВМФ проанализировало ход работ по созданию ГВК. Результаты оказались неутешительными. Разработка комплекса и его компонентов существенно отставали от заданных сроков и, что самое главное, от графика строительства спасательного судна "Игорь Белоусов". Такое отставание было вызвано рядом причин: неритмичностью финансирования, недостаточной квалификацией ряда предприятий-разработчиков и возросшей стоимостью разработки практически всех элементов ГВК. Возникла реальная угроза срыва сроков строительства судна.

В этот момент компания "Тетис Про" была приглашена ВМФ в качестве консультанта по возможному замещению отечественных узлов на импортные аналоги. На основе проведенного анализа мировых тенденций в области подводных технологий и с учетом 20-летнего сотрудничества с ведущими зарубежными производителями компания ОАО "Тетис Про" рекомендовала опереться на опыт строительства аналогичных комплексов таких зарубежных компаний как Divex, Haux, Hytech. С каждой из них наша организация совместно уже реализовывала целый ряд достаточно сложных проектов водолазных систем. Для ВМФ и ЦКБ "Лазурит" были предложены развернутые презентации и проведены ознакомительные поездки в эти организации. Среди других фирм-производителей нами была представлена и итальянская фирма Drass Galеazzi. Несмотря на то, что Drass Galеazzi не имела опыта работы с Россией, ОАО "ЦКБ "Лазурит" предпочел именно эту организацию в качестве контрагента, и начал взаимодействовать с ней самостоятельно, не привлекая нас к дальнейшей работе.

Весной 2011 после очередного витка вопросов и проблем с исполнением контрактов по "Игорь Белоусов" и ГВК для него, ростом цен и удлинением сроков, руководством Минобороны России было предложено ОАО "Тетис Про" подать обновленные предложения по проекту комплексной поставки ГВК в кооперации с компанией Divex, с которой ОАО "Тетис Про" активно сотрудничает с 1997 года. В течение лета и осени 2011 наши предложения были сформированы, рассмотрены и приняты Министерством обороны РФ. В ноябре 2011 было принято решение остановить ОКР "Дельфин" по разработке ГВК 450 ОАО "ЦКБ "Лазурит", в январе 2012 вышло решение Министра Обороны о привлечении к этому проекту ОАО "Тетис Про", в мае все необходимые документы были подписаны участниками проекта.

Мы знаем, что кроме предложений ОАО "Тетис Про" рассматривались и проекты других организаций. Думаем, что решающую роль в выборе сыграла твердая уверенность в исполнении нами заявленных обязательств: возможность уложиться в заданные сроки в сочетании с блестящей репутацией в данной области нашего партнера – шотландской компании Divex и с разумной ценой. Немаловажную роль сыграла активная позиция наших компаний – в инициативном порядке не дожидаясь заключения контракта, ОАО "Тетис Про" и Divex совместно с ЦКБ "Алмаз" был проведен весь комплекс работ по поиску основных технических решений для привязки ГВК 450 к проекту судна "Игорь Белоусов".

– Заключен ли контракт по закупке барокамер и остального оборудования между Divex и "Тетис Про"? Если да, то когда?

– Контракт на поставку ГВК между ОАО "Тетис Про" и Divex – подписан 28 мая 2012 года. Барокамеры входят в комплект поставки.

– Когда оборудование ГВК будет доставлено в РФ и когда начнется его установка на спасатель?

– Согласно плану исполнения контракта первый груз с оборудованием для установки на судно прибудет на завод "Адмиралтейские верфи" в апреле 2013 года. Последующие в соответствии с графиком поставки, утвержденным ОАО "Адмиралтейские верфи", до сентября 2013 года. Установка начнется с момента первой поставки.

– Все приобретаемое оборудование ГВК – вновь построенное?

– Все оборудование для ГВК 450 производится сейчас и будет производиться в соответствии с утвержденным в рамках контракта графиком на серийных заводах Divex специально для установки на судно "Игорь Белоусов" на основе серийных ТУ.

– Имеются ли значительные технические и технологические отличия ГВК-450 поставки "ТетисПро" от комплекса разработки "Лазурита"? Каковы они? Какие инновации применены в импортном комплексе?

– В средствах массовой информации и от некоторых экспертов звучали слова, что поставляемый компанией Divex ГВК не в полной мере соответствует требованиям ТЗ ВМФ 2005 года. Но, если вдуматься, то это естественно. За 8 лет, прошедших с момента написания ТЗ, в подходах к спасательной технике в мире произошли некоторые изменения, которые при постройке современного комплекса невозможно было не учесть.

К ним относятся:

Исключение режима отстыковки кабель-шланговой связки (КШС) и аварийного всплытия водолазного колокола (эта практика использовалась 20 лет назад). Современные ГВК, в том числе ГВК производства фирмы Divex гарантируют двойное резервирование работы механизмов СПУ (спуско-подъемное устройство). Водолазный колокол при возникновении аварийной ситуации в любом случае будет доставлен на борт судна носителя, а именно в шахту водолазного колокола.

При этом в случае с аварийным всплытием в разы увеличивается время проведения спасательной операции по доставке водолазного колокола на борт судна-носителя. Для освобождения спускоподъемного устройства придется проводить операцию спуска с борта спасательного глубоководного аппарата "Бестер", проводить операцию подъема колокола на борт. Только после этого колокол может быть пристыкован к отсеку ГВК.

При рассмотрении двух способов представителями ВМФ и ЦМКБ "Алмаз" предпочтение было отдано применению способа двойного резервирования. ВМФ исключил режим кратковременных спусков до 500 м.

Опыт "Курска" показал, что технология КП не удовлетворяет современным задачам поисково-спасательного обеспечения ВМФ. Совмещение режимов КП и ДП в едином ГВК технически крайне сложно и нецелесообразно.

Еще одним аргументом против технологии КП является большой расход газовых смесей для дыхания водолазов и поддержания их жизнедеятельности в барокамерах. Дыхательные газовые смеси содержат до 90% дефицитного и дорогостоящего гелия.

В свою очередь хочется заметить, что комплекс Divex обладает существенными преимуществами перед комплексом ЦКБ "Лазурит" (Drass Galеazzi). К достоинствам комплекса Divex можно отнести:

Наличие на борту судна системы утилизации и регенерации газовых смесей, расположение которой в первоначальном варианте предусматривалось на берегу.

Разделение отсеков ГВК по функциональному назначению. В первоначальном варианте ГВК жилые зоны были совмещены с санитарными, что противоречило требованиям ВМФ. ГВК производства Divex изначально предусматривал данные требования конструкции.

– Каким образом будут увязаны иностранные стандарты с нашими ГОСТами?

– Все оборудование будет соответствовать российской нормативной базе. Мы, наши партнеры Divex и ЦКБ "АЛМАЗ", активно над этим работаем.

– Есть информация, что СС "Белоусов" будут спускать на воду (в октябре) без смонтированного ГВК. Комплекс (или значительную часть его элементов) будут монтировать на судне на плаву. Так ли это?

– Да, действительно, это так. Мы готовы обеспечить шеф-монтаж как на стапеле, так и на воде. Завод "Адмиралтейские Верфи" также не видит в этом проблем. Все необходимые подготовительные работы по фундаментам под элементы ГВК будут завершены к этому моменту.

– Якобы компания Divex из-за отсутствия заказов от западных клиентов испытывает финансовые трудности, и контракт с российскими импортерами ей чрезвычайно важен, практически спасение от банкротства. Верна ли эта информация?

– Данная информация является абсолютно неверной.

Перед заключением контракта с ОАО "Тетис Про" компания Divex представила официальные документы о своем финансовом положении, состоянии конструкторского бюро и производственных мощностей.

С 1980 года компанией Divex поставлено 92 системы обеспечения глубоководных спусков, в том числе на глубины до 450м.

– Вообще, как давно "ТетисПро" сотрудничает с этой фирмой?

– ОАО "Тетис Про" активно сотрудничает с Divex с 1997 года.

– Прошла информация о постановке неких препон политического характера со стороны одной из западных стран в приобретении "Тетис" некоторого оборудования в Шотландии у Divex. Соответствует ли это положению дел?

– Такой информацией не обладаем.

– Контактировал ли "Лазурит" с "Тетис Про" по вопросу ГВК?

– Уже на первых стадиях проектирования возникло огромное количество как технических, так и организационных вопросов. Это послужило одной из причин, почему еще в 2004 г. к участию в разработке проекта и создания ГВК 450 ЦКБ "Лазурит" привлекло ОАО "Тетис Про". Первоначально перед нами ставилась задача проанализировать зарубежный опыт и подобрать ряд важных компонентов ГВК, разработка и производство которых в России, как выяснилось уже после открытия целого ряда ОКР, оказалась нецелесообразной или невозможной – элементы системы жизнеобеспечения водолазного колокола и барокамер, КШС для подачи газовой смеси в водолазный колокол, системы гидроакустической связи водолазного колокола и спасательного судна, часть оборудования водолазного колокола. Специалисты ОАО "Тетис Про" провели такой анализ и выдали свои рекомендации, а также со специалистами ЦКБ "Лазурит" посетили зарубежные компании-производители ГВК и одно из судов обеспечения глубоководных водолазных работ с установленным на нем современным ГВК.

– Закончено ли документальное оформление разработки проекта ГВК от Divex и его "подгонка" к корабельным помещениям?

– Да, Divex совместно с нами, по указаниям ЦКБ "Алмаз" доработал ГВК и "подогнал" его к ранее спроектированным корабельными помещениям. Никакой серьезной переделки элементов корпуса корабля в результате не производилось.

– Как Ваша компания взаимодействует с проектантом "Белоусова" - ЦМКБ "Алмаз"? Как Вы сотрудничаете с 40-м ЦНИИ МО РФ по вопросу ГВК?

– Тесно и постоянно, как с проектантом судна, так и с 40 ГНИИ, практически с начала разработки "Лазуритом" технического проекта ГВК в 2004 году. Сейчас это сотрудничество резко активизировалось в связи с принятым решением и жесткими сроками реализации проекта.

– Допустим, такой же ГВК поставки "ТетисПро" уже эксплуатировался бы флотом на момент трагической гибели "Курска". Могло бы применение такого комплекса спасти кого-нибудь из экипажа затонувшей лодки?

– Да, мы думаем, что, если бы судно, подобное "Игорю Белоусову" с таким ГВК прибыло бы в район аварии "Курска", когда в его отсеках оставались живые люди, то, скорее всего, люди были бы спасены.

– Когда начнется обучение личного состава (персонала) на ГВК-450 поставки Вашей фирмы? Составлена ли программа подготовки? Будет ли организовано береговое обучение (учебный центр, командировка в Шотландию)? Или специалисты ВМФ будут изучать комплекс непосредственно на судне?

– В отечественной практике немало примеров создания неплохих технологически сложных изделий вооружения и военной техники. На это тратились немалые государственные средства. К сожалению, во многих случаев затраты на "железо" не подкреплялись затратами на подготовку обслуживающего персонала. В результате "железо" либо использовалось малоэффективно, либо не использовалось вообще. В случае с ГВК эта проблема особенно актуальна. Для эффективной эксплуатации ГВК необходимо подготовить как водолазов-глубоководников, так и технический персонал, обслуживающий ГВК. И то и другое является непростой задачей. В мире всего 5 учебных заведений, готовящих водолазов-глубоководников, и находятся они не в России. Подготовку технического персонала, обслуживающего ГВК, невозможно провести на тренажерах – их попросту не существует. Подготовка же на построенном судне с ГВК также нецелесообразна в связи с тем, что данное судно планируется к использованию в составе сил постоянной готовности. Поэтому военно-морские флоты, имеющие в своем составе суда с ГВК, например Японии, Великобритании, Франции, США решают эту проблему строительством аналогичного судовому ГВК берегового ГВК.

Хорошо понимая эти проблемы и желая успешной эксплуатации ГВК ВМФ, "Тетис Про" направило командованию ВМФ предложения по штатному расписанию персонала, занимающегося техническим обслуживанием ГВК, обучению водолазов-глубоководников за рубежом и строительству берегового ГВК, полностью имитирующего ГВК, установленный на борту "Игоря Белоусова". Благо, что практика обучения специалистов ВМФ за рубежом уже имела место после поставки иностранной спасательной техники в 2002 году. В дальнейшем принятие решения относится к компетенции ВМФ.

– Экспертами высказываются сомнения в соблюдении сроков исполнения контракта – есть сомнения, что они будут выдержаны. Войдет ли в строй в 2014 году полностью готовое СС "Игорь Белоусов"?

– Анализ возможностей Divex и ОАО "Тетис Про" показал, что сроки поставки элементов комплекса и запланированные шеф-монтажные работы по его установке на корабле "Игорь Белоусов" позволяют соблюсти сроки сдачи корабля, определенные Министром обороны на 2014 год.

– Предположим, что стоимость работ, опубликованная в прессе (более 1 млрд рублей) по изготовлению, комплексной поставке, проведению шеф-монтажных работ ГВК будет превышена. Как Ваша фирма будет решать подобную финансовую проблему?

– Мы заключили контракт с ОАО "Адмиралтейские Верфи" на определенных условиях, включая сроки и цены, и они нами будут выполнены.

Справка ЦВМП

Проблемы разработки водолазного комплекса для спасательного судна нового поколения "Юрий Белоусов" уже около года находятся в центре внимания Центрального Военно-Морского Портала. Первая публикация на эту тему была размещена на нашем сайте еще в сентябре 2011 года. Статья "Пол-Мистраля за спасатель" вызвала интерес, вслед за ней последовали другие материалы, подготовленные двумя основными участниками разработки ГВК – бюро "Лазурит" и компанией "Тетис Про".

Продолжили дискуссию лазуритовцы – в своем эксклюзивном интервью "Закупка водолазных комплексов за рубежом – некомпетентность!" генеральный директор ОАО ЦКБ "Лазурит" Михаил Вайнерман подробно изложил точку зрения конструкторского бюро на возникший конфликт с Минобороны, ЦКБ МТ "Алмаз" (главным проектантом СС проекта 21300 "Дельфин") и непосредственным строителем судна ОАО "Адмиралтейские верфи".

Подводя итог первому этапу процесса смены поставщика, на портале был опубликован обобщающий материал – "Тетис Про" vs "Лазурит": финальная битва".

ЦВМП не прекращал отслеживать перипетии взаимоотношений участников создания уникальной для отечественного флота глубоководной техники, предоставляя свои ресурсы для всех сторон конфликта, не раз публикуя новости по этой теме, в том числе информируя и о своего рода скандалах с неуклонным воплощением в жизнь решения Минобороны: "Уволен начальник приемки, курировавший строительство глубоководного водолазного комплекса" и "В течение месяца отстранен уже второй военпред за отказ подписать договор по ГВК".

Последние из новостей по данной теме появились совсем недавно: "Арбитражный суд отказал "Адмиралтейским верфям" в иске к нижегородскому "Лазуриту" на 223 миллиона рублей".

Получить материалы от Военно-морского флота порталу, увы, не удалось. Максимум, что смог заявить источник в военном ведомстве – "Контракт с "Тетис Про" будет подписан в ближайшее время".

Главное за неделю